Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…”



Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”.

В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским “Пророком”.

В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества.

Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле “любови”.

Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. “Мрак” и “пыль” его существования напоминают “пустыню мрачную” отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.

Процесс преображения,

занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции – тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Какие ощущения испытывает вознесенный “любови крыльями”? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать “мир незримый” и понимать то, что “неуловимо” для непосвященных. Герой, озаренный лучами “горней выси”, по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.

Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому “я”, ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое “сердце каменное”, а под корой дерева бежит невидимая “певучая” струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.

Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей – пророкам, обладающим чутким “вещим” сердцем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…”