Анализ стихотворения Толстого “Звонче жаворонка пенье…”

Художественный текст 1858 г., исполненный светлых жизнерадостных интонаций, открывает картина весенней природы. Лирический субъект отмечает звуковые и визуальные приметы, сообщающие о пробуждении живого мира от зимнего оцепенения. Звонкие трели жаворонка и яркая свежесть цветов – выразительные атрибуты толстовского пейзажа воспринимаются как единый комплекс, поскольку для их изображения поэт избирает идентичную синтаксическую конструкцию с использованием двух прилагательных в сравнительной степени. Параллелизм – ведущий прием,

выстраивающий композицию начального катрена.

Чувства вдохновения, душевного подъема сопоставляются с красотой ясного неба. Восторг, порожденный ощущением гармоничного и мощного потока жизни, подчеркнут лексической анафорой “полно”.

Интересно, что собственно пейзажная тематика исчерпывается первым двустишием. Автора интересует связь между природным началом и внутренним состоянием лирического “я”, и все упоминания о деталях пейзажа сводятся к осознанию этого глубинного процесса. Идея единения души с загадочным внешним миром, выраженная знаменитой формулой “Все во мне, и я во всем!”,

в русской традиции принадлежит Тютчеву.

В его наследии встречается и мотив пробуждения духовных сил, порожденный “весенней негой”, едва различимым предчувствием тепла.

Не ограничиваясь областью реминисценций, Толстой предлагает собственную трактовку философской темы. Центральный и финальный эпизоды посвящены этапам возрождения человеческой души, преображающим и тело. Символом положительных трансформаций становится “прилив жизни новой”, который получает эпитет “торжествующий”. Пробужденный и вдохновленный весенним обновлением человек способен избавиться от тоски, чье гнетущее влияние метафорически уподобляется оковам.

Герой ощущает себя молодым, свежим, могучим. Сравнение новых качеств с натянутыми струнами, возникающее в концовке, возводит горний мир в ранг источника, инициировавшего чудесные изменения лирического “я”.

Чувство единства с цветущей природой и ее “порывом неудержимым” отображено поэтом в произведении ” Земля цвела. В лугу, весной одетом…” Это ощущение получает выразительную характеристику “лечу без крыл”. В загадочном спокойном “полусне” “лесов, полей и нив”, который различает чуткое сердце героя, кроются тайны гармонии и творческого вдохновения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Звонче жаворонка пенье…”