Анализ стихотворения Толстого “Государь ты наш батюшка…”
Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги.
Интересно, что спустя шесть лет после написания “Государя” автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного увлечения славянофильством.
Главная тема стихотворного текста – критическая оценка
Хозяйничающий на кухне самодержец отказывается от отечественных продуктов и традиций, награждая их ярлыком “сорная”. Символическая каша, которая изготовлена из импортной крупы и перемешана палкой, выходит у царя-повара слишком крутой и соленой. Держать ответ за неблагоприятные последствия неосмотрительной политики
Иносказательное стихотворение, жанр которого определяется как притча или песня, отличается выразительной формой. Она восходит к фольклорным источникам, изначально опиравшимся на песенный диалог. Известным примером может служить ритуальная песня-игра “А мы просо сеяли”.
Многочисленные анафоры, чередование вопросов и ответов, выбор лексических средств – совершенствуя формальные особенности, поэт задействует различные приемы стилизации.
Секрет популярности “Государя” кроется не только в злободневности темы, но и в оригинальной открытости текста, допускающей различные трактовки. Четко обозначенному образу царя противопоставлен неясный облик собеседницы, которая по законам народной песни именуется “матушкой” и “сударыней”. Имеет хождение версия, что в разговор с Петром вступает Россия, олицетворенная в женском образе.
Вопрос неоднозначности толкований касается и глубинного смысла иносказания Толстого. Сторонники традиционных путей развития увидели в стихотворении иллюстрацию собственных убеждений, а жаждущие радикальных перемен смогли усмотреть в тексте смелый призыв к немедленным социальным преобразованиям.
- Анализ стихотворения Толстого “Где гнутся над омутом лозы “Где гнутся над омутом лозы…” – небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и […]...
- Анализ стихотворения Толстого Средь шумного бала, случайно Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной. А произошла эта встреча посреди бала – шумного и многолюдного мероприятия, где, несмотря на всеобщее веселье, поэта не оставляли мирские тревоги и суета. Наверняка, это были вопросы о том, кто что скажет в обществе, воспросы денег, вопросы-вопросы… […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не ветер, вея с высоты Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что Софья Миллер состоит в законном браке с гвардейским полковником, который обладает довольно жестким нравом. Трудно сказать, на что рассчитывали любовники, когда клялись друг другу в […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Во дни минувшие бывало…” Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку и внутренний мир героя. Стихотворение начинается с изображения гармоничных и радостных “дней минувших”. Поэт четко определяет время лирической ситуации – начало весны, пробуждения природы “от […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Дождя отшумевшего капли…” Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического “я” – отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Милый друг, тебе не спится Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним – Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Коль любить, так без рассудку…” 1850-е годы – расцвет стихотворного творчества Алексея Константиновича Толстого. В промежуток с 1851 по 1859 им было написано порядка девяти десятков лирических произведений. Затем последовал весьма длительный перерыв. К сочинению стихотворений поэт вернулся лишь в 1870-е. В наиболее плодотворный период создана популярная миниатюра “Коль любить, так без рассудку…” (1854), впервые опубликованная в журнале “Современник”. Лирический […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Благовест” У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Колокольчики мои” Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия “Колокольчиков” характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания “о делах былого”. Последние восходят ко временам Киевской Руси […]...
- Государь характеристика образа Государя Государь – главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств (“республики либо управляемые единовластно”, гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с четырнадцатой главы он […]...
- Анализ стихотворения Толстого “То было раннею весной…” Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении ” Во дни минувшие бывало…” отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение и веселые мечты молодости, подкрепленные картинами пробуждения живого мира, сменяются грустью, вызванной думами о “былом счастье”. Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Господь, меня готовя к бою…” Стихотворение “Господь, меня готовя к бою…” впервые появилось на страницах “Русской беседы” в 1857 году. Оно посвящено теме предназначения поэта и поэзии, которую рано или поздно затрагивает в своем творчестве каждый настоящий поэт. В произведении Алексей Константинович Толстой развивает мотив, встречающийся в пушкинском “Пророке”, при этом демонстрируя несколько иной взгляд на него. У Александра Сергеевича […]...
- “Вакхическая песня” анализ стихотворения Пушкина Стихотворение “Вакхическая песня” было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было никаких развлечений, и лишь изредка Пушкина тайком посещали его друзья. Дружба всегда была для поэта ключевой ценностью. Именно этой теме и посвящено стихотворение “Вакхическая песня”. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Вот уж снег последний в поле тает Блистательный камер-юнкер и талантливый поэт, Алексей Толстой и не предполагал, что роман с замужней женщиной сыграет в его судьбе роковую роль. От 30-летнего графа не только отвернулись родственники и знакомые, но и карьера при дворе благодаря скандалу оказалась под угрозой. В итоге поэт вынужден был поселиться в самом дальнем родовом имении, отказавшись от встреч со […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Волки” Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал в фантастическом ключе. Основой для полета фантазии Толстого служили народные придания о нечисти, которыми поэт увлекался с самого детства. Оборотни, лешие, упыри и черти настолько […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Лишь только один я останусь с собою Графу Алексею Толстому пророчили блестящее будущее, однако он отказался от титулов и должностей ради любви к замужней женщине. Избранницей молодого камер-юнкера, увлекающегося поэзией, стала Софья Миллер, супруга полковника, с которой граф познакомился на балу. Женщина ответила своему ухажеру взаимностью, и вскоре об этом романе уже судачил весь Санкт-Петербург. Конечно, подобными взаимоотношениями в то время никого […]...
- Анализ стихотворения “Песня” Жуковского “Песня” (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения – меланхолическая. Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты знаешь, я люблю там Блестящий камер-юнкер и дипломат, молодой Алексей Толстой подавал огромные надежды. Ему пророчили прекрасную карьеру при дворе, но лишь до тех пор, пока достоянием общественности не стал тот факт, что этот баловень судьбы увлекается поэзией. Скрывать свое творчество Толстой посчитал неуместным, и это стало своеобразным вызовом не только семье, но и высоким покровителям, от которых зависела […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты знаешь край, где все обильем дышит…” В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии (сейчас – территория Брянской области). С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос он в имении, находившемся в селе Погорельцы и принадлежавшем его дяде, известному под псевдонимом Антон Погорельский. Кстати, именно для маленького […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Мадонна Рафаэля” “Сикстинская Мадонна” – картина итальянского художника Рафаэля Санти, общепризнанный шедевр искусства эпохи Возрождения. Значительная часть ученых склоняется к тому, что полотно создавалось для алтаря церкви, находившейся при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Заказал его папа Юлий II. В 1754 году “Сикстинская Мадонна” оказалась в дрезденской Галерее старых мастеров. Спустя несколько десятилетий картина получила восторженные отзывы […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Как здесь хорошо и приятно…” В начале 1850-х годов Алексей Константинович Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Женщина не могла похвастаться симпатичным лицом, зато она была хорошо образована, обаятельна и общительна. Сердце писателя ей удалось покорить без особого труда. Спустя короткое время после первой встречи Толстой посвятил возлюбленной стихотворение “Средь шумного бала, случайно…”, ставшее впоследствии широко известным и положенное на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…” Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении ” С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…” герою, погруженному в “тревожный полусон”, видится “тихий кроткий лик” возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Хорошо, братцы, тому на свете жить Поэт Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как лирик и романтик. Однако среди его произведений можно найти стихи, в которых автор ищет смысл жизни и пытается понять, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть по-настоящему счастливым. Этой теме автор посвятил свое стихотворение “Хорошо, братцы, тому на свете жить…” , написанное в 1858 году. Навеяно […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Свобода” В 1861 году произошло важнейшее событие в российской истории – император Александр II дал старт крестьянской реформе, отменившей многовековое крепостное право. У людей образованных восторги от случившихся изменений довольно быстро сменились разочарованием. По мнению многих представителей либеральной интеллигенции, положение крестьян не сильно улучшилось, а в некоторых случаях стало только хуже. Простой народ тоже был реформами […]...
- Анализ стихотворения А. Толстого “Край ты мой, родимый край…” 1 вариант Стихотворение А. К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи? Первое предложение начинается и заканчивается словом “край”, как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним. Нет никаких указаний на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Земля цвела. В лугу, весной одетом…” Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными днями, и тайне творчества, связанной с божественным началом. Философским выводам предшествует пейзажная зарисовка. Поэт изображает весну, уверенно вступившую в свои права: в эпизоде отсутствуют упоминания […]...
- Анализ стихотворения Фета “Кот поет, глаза прищуря…” Произведение 1842 г., включенное в цикл “Снега”, предваряют стихотворения, изображающие мертвенную красоту зимней природы. Зловещий степной ветер, играющий снегом, или печальное великолепие березы, убранной по “прихоти” мороза, – пейзажные образы сложны, исполнены противоречий. Анализируемый поэтический текст отличается от своих “предшественников” принципиально иной позицией лирического субъекта. Последний наблюдает за непогодой из теплой комнаты. Читатель чувствует неопределенность […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Тебя так любят все! Один твой тихий вид…” Главная черта нежной и улыбчивой героини любовной лирики Толстого – кротость. Тихая и добросердечная дама полна сочувствия к печалям и скорби окружающих. Ее участие, отзывчивость и терпение, адресованные близким, сродни самопожертвованию: лирическое “я” отмечает строгость, холодность и даже безжалостность приветливой женщины к собственной персоне. В душе возлюбленной скрыта загадка: ее улыбка грустна, а глаза остаются […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре Семейная жизнь Алексея Толстого с самого начал была омрачена громким скандалом, так как он влюбился в замужнюю женщину и разрушил ее брак. Роман поэта и Софьи Миллер длился более 13 лет, и все эти годы Толстой не мог жениться на женщине, которую любит. Сперва она долго добивалась развода, а когда стала свободной, то ее браку […]...
- Анализ стихотворения “Я пришел к тебе с приветом…” Фет “Я пришел к тебе с приветом…” (1843). Стихотворение относится к ранней лирике поэта и посвящено любви. Опорными словами произведения являются: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному состоянию они близки друг другу и создают представление о сильном переживании – радости, счастье, любви. Предметы внешнего мира и чувства лирического героя соотносятся и находятся в движении. Стихотворение […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…” Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического “я”, психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Меня, во мраке и в пыли…” Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”. В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. […]...
- Анализ стихотворения Фета “В лунном сиянии” Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и “лунного серпа”, которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование “серебром окаймленной” темноты, отправляется на прогулку или с […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Двух станов не боец…” Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям. В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Не верь мне, друг, когда, в избытке горя Роковая встреча Алексея Толстого и Софьи Миллер состоялась в 1852 году, и уже через несколько месяцев они стали любовниками. Роман стал достоянием общественности, и до определенного момента к нему относились со снисходительной вежливостью, так как подобные взаимоотношения если и не поощрялись, то уж точно не порицались в высшем свете. Однако Алексей Толстой отказался играть по […]...
- Анализ стихотворения “Разговор с эпиграфом” Вознесенский “Разговор с эпиграфом”. Стихотворение обращено к В. В. Маяковскому. Но главный герой воспоминаний поэта – Б. Пастернак, спутник юности Вознесенского, его учитель: Вы ушли, Понимаемы процентов на десять. Оставались Асеев и Пастернак. Неверно считать стихотворение Вознесенского подражанием своим предшественникам. Поэт учился не повторять, а мыслить, поняв, что для развития поэзии необходимо осваивать речевое настоящее. Вознесенский […]...
- Анализ стихотворения Байрона “Мой дух как ночь” Стихотворение “Мой дух как ночь…” относится к циклу “Еврейские мелодии”, Байрон создал его под впечатлением от Ветхого Завета Библии, которой тогда увлекся. Известные библейские истории заинтересовали его не столько драматизмом изображенных событий, сколько чувствами и страстями, что бушуют в душах библейских героев. Поэт перепел ветхозаветные истории, наполнив их сугубо романтичным духом настроениями одиночества и отчаяния […]...
- Анализ стихотворения Блока “Россия” разбор стихотворения Автор: Блок А. А. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- […]...
- Анализ стихотворения А. Т. ТБардовского “Июль – макушка лета…” Основное литературное творчество А. Т. Твардовского пришлось на середину XX века. Тематика лирических произведений поэта разнообразна: о природе и родине, о Великой Отечественной войне, о роли поэтического творчества, о взаимоотношениях между людьми. В стихотворении А. Т. Твардовского “Июль – макушка лета” дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера […]...
- Анализ стихотворения Толстого “Грядой клубится белою Период с 1851 по 1859 год – время, когда Алексей Константинович Толстой полностью посвятил себя поэзии. За восемь лет он создал около девяноста стихотворений. Затем наступило длительное затишье. К лирическому творчеству литератор вернулся лишь в первой половине семидесятых годов. Основной мотив толстовской поэзии середины девятнадцатого столетия – несчастная любовь. Объектом воздыханий графа была Софья Миллер. […]...