Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине

С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков, а в его поэзии наиболее полно нашли свое отражение эстетические поиски и этический идеал русского классицизма общенационального направления. Жизнь и деятельность Ломоносова – замечательный пример беззаветного служения своей Родине одного из выдающихся ее сынов.

Большую воспитательную роль жизни и личности Ломоносова отмечал еще в свое время В. Г. Белинский: “Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать

его жизнь”, носить в душе своей его величавый образ”.

М. В. Ломоносов родился 8 ноября (по ст. стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на одном из островов Северной Двины, напротив города Холмогор. Отец его, государственный крестьянин, Василий Дорофеевич Ломоносов, прошел трудный путь рядового промышленника-помора, который, по слрвам будущего ученого и поэта, “довольство” свое “кровавым потом нажил”.

Детство и юность Ломоносова протекали среди величественной северной природы, оставившей неизгладимый след в душе мальчика и запечатленной затем в художественных произведениях поэта.

Многие естественнонаучные наблюдения, сделанные им в те годы, Например, в трагедии Ломоносова “Тамира и Селим”:

Всегда есть Божий глас, глас целого народа, Устами оного Всевышний говорит.

Детство и отрочество Ломоносова совпали с петровским временем. И сам он, преклонявшийся перед личностью Петра, пребывание которого на севере в 1693 г. хорошо помнили местные жители, становится носителем петровских идей. Рано просыпается в нем жажда знаний. Первыми учителями Ломоносова, обучившими его грамоте, были крестьянин Иван Шубной, отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина, и дьячок Семен Никитич Сабельников.

Учение шло столь успешно, что, по преданию, второй учитель скоро пал в ноги своему ученику и признался, что обучать его больше не разумеет. Ломоносов жадно читает книги, разысканные у соседей. “Вратами своей учености” назовет он позже славянскую грамматику Мелетия Смотрицкого, “Арифметику, сиречь науку числительную”, Леонтия Магницкого, своеобразную энциклопедию математических знаний, и “Рифмотворную псалтырь” Симеона Полоцкого, которая дала будущему поэту первые образцы силлабических стихов.

В конце 1730 г. вместе с попутным рыбным обозом Ломоносов направился в Москву, не позабыв взять с собой “любезных своих книг”. Здесь он, скрыв свое крестьянское происхождение, становится учеников Славяно-греко-латинской академии. Общеизвестны трудности и лишения, которые пришлось испытать Ломоносову, не оставившему, однако, наук из-за “несказанной бедности”.

Блестящие способности одаренного юноши проявляются здесь в полной мере, о чем свидетельствует хотя бы такой пример: ни слова не знавший при поступлении в “Спасские школы” по латыни, Ломоносов уже через год начинает писать стихи на латинском языке.

В “Спасских школах” он знакомится с произведениями античной литературы, занимается пиитикой и реторикой, а в свободное время читает “философические, физические и математические книги”, узнает об открытиях передового естествознания. В эти годы начинает формироваться научное и философское мировоззрение Ломоносова, подкрепляемое общением с демократической средой, в которую он попал с первых дней своего пятилетнего пребывания в Москве.

В конце 1735 г. пришло сенатское предписание выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, “в науках достойных”, и отправить их в Петербург, в Академию наук. Отобрано было двенадцать, в их числе оказался и Ломоносов.

К научной деятельности в Русской академии были привлечены многие выдающиеся ученые Запада. В качестве студента, однако, Ломоносову пришлось здесь пробыть недолго: в сентябре 1736 г., вместе со своими соучениками Густавом Ульрихом Рейзером и Дмитрием Виноградовым он отплыл из Кронштадта, чтобы изучать на чужбине химию и горное дело.

17 ноября 1736 г. “Петербургские руссы” были записаны в университетскую книгу немецкого города Марбурга. Русские студенты слушают лекции по математике и техническим дисциплинам знаменитого профессора Христиана Вольфа, человека обширных знаний, сыгравшего большую роль в подготовке немецкого просвещения, но метафизика и противника материализма по своим взглядам. Об успешности занятий Ломоносова свидетельствуют его работы, которые он посылает в качестве отчетов в Петербургскую академию наук. Это такие самостоятельные исследования, как “О превращении твердого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицо жидкости”, “Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул” и др.

С интересом штудирует Ломоносов руководства по стихосложению, сам пробует силы в стихотворстве. Результатом этих занятий было составленное в 1739 г. “Письмо о правилах российского стихотворства” и его приложение — “Ода на взятие Хотина”. 20 июля 1739 г. русские студенты покинули Марбург, чтобы продолжить свою научную подготовку в Фрейберге, где им надлежало обучиться горному делу и металлургии.

И Ломоносов снова глубоко входит в существо дела, не только слушая лекции и читая книги, но и знакомясь с практикой горного дела: он беседует с рудокопами, спускается в рудники, изучает строение “слоев земных”.

В июне 1741 г. Ломоносов возвратился на родину, оставив в Марбурге молодую жену, урожденную Елизавету Цильх, с которой тайно обвенчался незадолго до отъезда.

Ломоносов вернулся в Петербургскую академию наук, с которой он навсегда связал свою жизнь. Наступает наиболее зрелая пора его разносторонней творческой деятельности выдвинувшей крестьянского сына в число гениальных ученых мира.

“Историк, ритор, физик, механик, химик, минералог, художник й стихотворец”, по словам А. С. Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Основоположник русской химической науки, Ломоносов в 1748 г. формулирует материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, подтвержденный впоследствии Лавуазье. Он разрабатывает проблемы физической химии – совершенно новой в то время области знания, изучая явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, преломления света и т. д. В практику химического исследования он впервые вводит микроскоп.

Отвергая идеалистические теории о существовании флогистона и теплорода, Ломоносов заявляет себя сторонником атомно-молекулярного строения материи.

Ломоносов-экспериментатор с опасностью для жизни ведет наблюдения над атмосферным электричеством, которые обобщает в “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753). Он первый указывает на электрическую природу северных сияний, оставив далеко позади наивные домыслы своих современников. Стремясь поставить науку на службу практике, ученый предлагает ввести в обиход “стрелы”, “дабы ударяющаяся молния больше на них, нежели на головах человеческих и на их храминах силы свои изнуряла”, т. е. изобретает громоотвод.

Оригинальны геологические взгляды Ломоносова, изложенные им наиболее полно в сочинении “О слоях земных”. Главной причиной землетрясений он считает “подземный огонь”, действующий независимо от климата. Ценны доказательства Ломоносова о неодновременном происхождении рудных залежей, об органическом образовании “подземных материй” – торфа, каменного угля, нефти и т. д.

В условиях церковного мракобесия ученый-просветитель защищает учение Коперника о множественности миров и ведет собственные астрономические наблюдения посредством сконструированного им телескопа. Наблюдая за прохождением Венеры по диску солнца, Ломоносов приходит к смелому выводу, что “планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой”.

Большой вклад ученого-патриота внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Противник антипатриотических теорий происхождения Руси от норманских пришельцев. Ломоносов глубоко изучает источники, подтверждающие древность славянского мира, гордится своим народом, который в трудных исторических условиях “не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул”.

Гениальный ученый-просветитель, Ломоносов, как сказал Н. Г. Чернышевский, “желал служить не чистой науке, а только отечеству”. Его стараниями в 1755 г. был создан Московский университет, среди студентов и преподавателей которого было много единомышленников Ломоносова. Ломоносов умер 4 апреля 1765 г. в расцвете сил.

Вся его деятельность была направлена к тому, чтобы “выучились россияне, чтобы показали свое достоинство”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине