Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…”

Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического “я”, психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений.

Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию лирического субъекта. Последний, доброжелательный и умудренный житейским опытом, обращается к своему адресату с парадоксальным призывом не верить себе: первая робкая привязанность иллюзорна, она является плодом “тайных” мучительных и радостных раздумий, а не счастливым выбором любящего сердца.

Анализируя ошибки молодости, лирическое “я” действует мягко и деликатно, облекая свои мысли в простую, но точную и лаконичную афористичную форму. Представления о достоинствах избранника не верны, они надуманы, позаимствованы из романтических книг. Невольный самообман связан с неопытностью героини.

Мотив заблуждения, вызванного первым сердечным увлечением, связывает анализируемый текст с эпизодом из “Евгения Онегина”. Для того чтобы безоглядно влюбиться в нового соседа, юной Татьяне, любительнице сентиментальной литературы, понадобился один-единственный визит столичного гостя. Пушкин сравнивает внезапное чувство девушки с “в землю падшим зерном”, пробужденным весенним теплом.

Произведение Толстого завершает оригинальная метафора, которая уподобляет чистосердечие героини “жизни лучу”, исходящему из доброго сердца. Щедрый теплый свет “золотит” и ласкает даже случайных спутников лирического адресата. Значение иносказательной конструкции допускает разные трактовки: ее можно посчитать и комплиментом, и объяснением, призванным развеять грустное настроение лирического “ты”.

Женский образ, который возникает в стихотворном тексте “Тебя так любят все! Один твой тихий вид…”, напоминает психологический портрет юной влюбленной из анализируемого произведения. И здесь лирический субъект не может смириться с унынием кроткой, доброй и приятной обществу женщины.

Композиция обоих произведений обнаруживает общие черты: за изображением чувств адресата следует развернутое иносказание, связывающее состояние женской души с деталями природного мира.



Анализ стихотворения Толстого “Ты клонишь лик, о нем упоминая…”