Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого».
Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.
В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение.
Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.
Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути.
Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.
При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный».
Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.
Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.
Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.
- Колокольчики мои (Толстой Алексей Стихи) Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая? Конь несет меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые! Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении » С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…» герою, погруженному в «тревожный полусон», видится «тихий кроткий лик» возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Дождя отшумевшего капли…» Соотнесение пейзажной картины с внутренним состоянием лирического «я» — отличительная черта толстовской поэтики. По принципам параллелизма построена композиция раннего стихотворения, написанного в 1840-х гг. Оно начинается с изображения тихого теплого вечера. Природа умыта дождем, и его следы еще остались на посвежевшей листве. Легкий стук капель и слабый шелест деревьев создают атмосферу спокойствия, которая подчеркивается лексической ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Во дни минувшие бывало…» Произведение, датированное периодом до 1866 г., вошло в небольшую группу стихотворений, обнаруженных спустя семь лет после кончины автора. Композиция текста основана на традиционной для толстовской поэтики параллели, сопоставляющей пейзажную зарисовку и внутренний мир героя. Стихотворение начинается с изображения гармоничных и радостных «дней минувших». Поэт четко определяет время лирической ситуации — начало весны, пробуждения природы «от ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Грядой клубится белою Период с 1851 по 1859 год — время, когда Алексей Константинович Толстой полностью посвятил себя поэзии. За восемь лет он создал около девяноста стихотворений. Затем наступило длительное затишье. К лирическому творчеству литератор вернулся лишь в первой половине семидесятых годов. Основной мотив толстовской поэзии середины девятнадцатого столетия — несчастная любовь. Объектом воздыханий графа была Софья Миллер. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фета Стихотворение «Весенний дождь» — типичный образец так называемой чистой лирики. Пейзаж здесь самоценен. Ведущим приемом становится словесное рисование. В первой строфе изображено пограничное предгрозовое время. Ведущим мотивом здесь является свет. Запоминается образ купающегося воробья. Во второй строфе А. Фет акцентирует вертикальные координаты художественного пространства. Наиболее ярким является образ избушки в золотой пыли. Стихотворение динамично. «Трепещет, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Ты жертва жизненных тревог В период с 1851 по 1859 год Алексей Константинович Толстой наибольшее внимание уделяет написанию стихотворений. За это время создано порядка восьмидесяти произведений. Основная тема поэзии графа — нечастная любовь. В 1851-м он познакомился с Софьей Андреевной Миллер. Чувство к этой женщине возникло практически сразу. По воспоминаниям современников, Миллер не отличалась красотой, но славилась умом, обаянием, ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Гроза идет» Заболоцкого Н. А «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична но сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»). Основным ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «То было раннею весной…» Герой толстовской лирики связывает образ воскресающей природы с воспоминаниями о далекой юности. В произведении » Во дни минувшие бывало…» отображается состояние души, которое рождают ощущения первого весеннего тепла. Радостное волнение и веселые мечты молодости, подкрепленные картинами пробуждения живого мира, сменяются грустью, вызванной думами о «былом счастье». Ретроспективный взгляд на события юности представлен и в стихотворении ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Земля цвела. В лугу, весной одетом…» Тема вдохновляющего душу пробуждения природы, знаковая для толстовской поэтики, развивается в произведении 1875 г. Написанное в последние месяцы жизни, стихотворение отражает итоговые размышления автора о психологических изменениях, навеянных весенними радостными днями, и тайне творчества, связанной с божественным началом. Философским выводам предшествует пейзажная зарисовка. Поэт изображает весну, уверенно вступившую в свои права: в эпизоде отсутствуют упоминания ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Волки» Ранний период творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал в фантастическом ключе. Основой для полета фантазии Толстого служили народные придания о нечисти, которыми поэт увлекался с самого детства. Оборотни, лешие, упыри и черти настолько ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…» Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой » Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя». В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Двух станов не боец…» Говоря об особенностях поэтического кредо автора, исследователи часто цитируют фрагменты произведения, появившегося в 1858 г. Первая строка стихотворного текста, который открывается выразительной метафорой, вошла в число афоризмов. Он выражает позицию человека, дорожащего своей независимостью и не желающего примкнуть к каким-либо партиям или объединениям. В литературоведческом мире распространена версия, трактующая творение Толстого как поэтический ответ на ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царем» Гете. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами. Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребенком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. «Гроза идет» Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет». В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется…», «Сколько раз…»), инверсию («Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»). Основным изобразительно-выразительным средством ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Порой, среди забот и жизненного шума…» Лирический герой Толстого убежден: дневная суета неблаготворно влияет на состояние души, заполняя собой все пространство и отвлекая от главного. В произведении «Есть много звуков в сердца глубине…» обременительные хлопоты обозначаются как «заботы немолчные», омраченные скукой и тревогой. Постоянно испытывая «непрошеный напор» обыденных событий, лирическое «я» не может слышать звуки, скрытые глубоко в душе, и сосредоточиться ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Бунина «Полевые цветы» «Привольная степь», «кудрявый темный лес», искрящаяся «сталь речки» — родная стихия героя ранней лирики Бунина. Здесь душе комфортно и легко, спокойнее «дышит грудь», и меньше одолевают муки «заветной печали». Стихотворение «Полевые цветы», созданное в 1887 г. и претерпевшее редакцию в 1900 г., соответствует заявленной авторской парадигме. Поэтический текст построен на развернутом противопоставлении двух образов — ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…» В 1861 году Алексей Константинович Толстой переехал на постоянное жительство в имение Красный Рог, располагавшееся в Черниговской губернии (сейчас — территория Брянской области). С украинскими землями, с местной природой тесно связано и детство писателя. Рос он в имении, находившемся в селе Погорельцы и принадлежавшем его дяде, известному под псевдонимом Антон Погорельский. Кстати, именно для маленького ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Звонче жаворонка пенье…» Художественный текст 1858 г., исполненный светлых жизнерадостных интонаций, открывает картина весенней природы. Лирический субъект отмечает звуковые и визуальные приметы, сообщающие о пробуждении живого мира от зимнего оцепенения. Звонкие трели жаворонка и яркая свежесть цветов — выразительные атрибуты толстовского пейзажа воспринимаются как единый комплекс, поскольку для их изображения поэт избирает идентичную синтаксическую конструкцию с использованием двух ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Против течения» Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца, но обязан был по роду своей деятельности соответствовать титулу. Вообще же стоит отметить, что увлечение различными видами искусства и литературой в 19 веке приветствовалось в ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Я сегодня так грустно настроен…» Некрасов «Я сегодня так грустно настроен…» (1854). Центральный мотив стихотворения — мотив грусти, одиночества. Лирический герой — человек с противоречивой, напряженной, сложной внутренней жизнью. В начале стихотворения лирический герой изображен в период глубокой депрессии, душевной усталости, когда спокойствие является следствием тяжелого Отчаяния: Я сегодня так грустно настроен, Так устал от мучительных дум, Так глубоко, глубоко спокоен ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Бор сосновый в стране одинокий стоит…» В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. «Листок для светских людей» без подписи опубликовал стихотворение «Бор сосновый в стране одинокой стоит…». В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее — его известного стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка» В стихотворении «Тройка» (1846) главный мотив творчества Некрасова — беды и страдания народа перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах: Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна, и легка… Да не то тебе ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого Средь шумного бала, случайно Это стихотворение, конечно, следует отнести к любовной лирике поэта. Это его воспоминание о первой встрече с прекрасной женщиной. А произошла эта встреча посреди бала — шумного и многолюдного мероприятия, где, несмотря на всеобщее веселье, поэта не оставляли мирские тревоги и суета. Наверняка, это были вопросы о том, кто что скажет в обществе, воспросы денег, вопросы-вопросы… ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке…» Цветаева «Имя твое — птица в руке…» (1916). Лирическое произведение открывает цикл из шестнадцати стихотворений, посвященный А. А. Блоку. Первое стихотворение написано в 1916 году и посвящено расшифровке имени Блока. Стихотворение состоит из трех строф, идея каждой строфы последовательно сменяет друг друга. В первой строфе дано описание фонетического и графического состава слова «Блок». В то время ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Государь ты наш батюшка…» Сатирическое произведение появилось в 1861 г., в эпоху масштабных реформ Александра II. Отразив дискуссионный дух времени, художественный текст быстро приобрел популярность и породил немало споров. Стихотворение с одобрением встретили не только славянофилы, но и революционно-демократические круги. Интересно, что спустя шесть лет после написания «Государя» автор пытался отказаться от собственного творения, трактуя его как дань чрезмерного ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Край ты мой, родимый край!…» В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия. К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край!..». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа. Перу ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…» Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического «я», психологическая точность и простота стиля — качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений. Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «О, если б ты могла хоть на единый миг…» Сострадательность и отзывчивость отличают любовное переживание героя толстовской лирики. Слушая печальную историю жизни своей собеседницы, он «мысленно прострадал», «перечувствовал» драматические события, о которых рассказала женщина. Горячее участие в ее судьбе предшествует зарождению любви. Горечь обмана, «людское злословье» или разочарования первого увлечения — кроткая «жертва жизненных тревог» находит в герое внимательного и деликатного друга. Идейно-образная структура ... Читать далее...
- «На заре ты ее не буди…» анализ стихотворения Фета Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях — они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества — любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой. Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и Тема смерти ... Читать далее...
- «Батюшков» анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение «Батюшков» Мандельштам написал в 1932 г. В это время они с женой жили в Доме Герцена. На стене их комнаты висел автопортрет Батюшкова. Но автопортрет был только поводом для обращения к поэзии Батюшкова. Для Мандельштама мотивы творчества поэта-романтика были близки и важны. Мандельштам дорожил прижизненным изданием Батюшкова, которым обладал. Литературное направление и ... Читать далее...
- «Она» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Она» было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идет о ней. По легенде, Гумилев прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил. Литературное направление ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Благовест» У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Милый друг, тебе не спится Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным именем, взяв себе псевдоним — Алексей Краснорожский. Об увлечении Толстого знали лишь немногие его друзья и родственники. Последние, включая мать, не одобряли литературных экспериментов молодого ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» Любовные переживания лирического субъекта вписаны в общую картину гармоничной природы. Воспоминания о милой могут породить медленно сгущающиеся летние сумерки. Женский образ, «кроткий», «знакомый и любимый», предстает перед мысленным взором героя произведения » Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…» Философская концепция земной любви как отражения горней «вечной красоты» представлена в творении » Слеза дрожит в твоем ревнивом ... Читать далее...
Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»