Анализ стихотворения Толстого “Колокольчики мои”



Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия “Колокольчиков” характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания “о делах былого”.

Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального

государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол “звените” в третье предложение, автор вводит лексему “глядите”, олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение.

Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж –

“славянский конь”. Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается “диким” и “непокорным” нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, “бега неукротимого”, причем лирическому “я” не ясна конечная цель пути.

Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни – встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство “светлого града”, наделенного еще одним значимым определением – “православный”.

Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид “хозяина” внушает гражданам “любовь и страх”. Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора “ковшей славянских звук”, символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Толстого “Колокольчики мои”