“Журнал Печорина”, как “роман в романе”
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над “Героем нашего времени”, опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения “Бэла” и “Тамань” были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации “Фаталиста” в “Отечественных записках” редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать “собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных”.
Завершился анонс многообещающими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации
Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведение как целостное и связное повествование. В 1840 году роман “Герой нашего времени” увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Психологическая сложность центрального
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции “Героя нашего времени” является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в “Бэле”. Рассказывает о герое Максим Максимыч – штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, это: “славный малый”, “но с большими странностями”.
Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч – старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желающий рассуждать.
Иное дело Печорин. В “Бэле” он скрытен, потому непонятен штабс – капитану. Печорин напоминает романтического героя.
История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офицеру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга.
Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова.
Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печорина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: “Они не смеялись, когда он смеялся!..” Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает “Журнал Печорина”, его предваряет предисловие повествователя.
Здесь мы читаем важные слова: “Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ – заглавие этой книги”. Итак, Печорин – герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи.
Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.
“Журнал Печорина” – это своего рода “роман в романе”. “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – “история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою”. Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жесткие и жестокие формы.
Разочарованность, скука, страдание – спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава “Фаталист” на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в “Фаталисте” заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своем поколении.
Каковы же его мысли? Здесь Лермонтов говорит о том, о чем кричал он в “Думе”, что не давало ему покоя всю жизнь, – о горькой судьбе своего поколения: “… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…”
“Фаталист” возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. “Кольцевая” композиция подчеркивает обреченность героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. “И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?” Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы.
Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.