Приемы психологической характеристики Печорина в романе “Герой нашего времени”
Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию (принцип нарушенной хронологии), но и сравнивает Печорина с другими героями. В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера.
У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители второго “Я” героя. Под двойниками Печорина можно понимать Грушницкого, Вернера, Вулича. С Грушницким читатель знакомится в самом начале главы “Княжна Мери”.
Сразу
Толстая солдатская шинель – трагическая мантия этого героя, которая скрывает фальшивые
Герой постоянно играет с чужими жизнями. Не дорожит и своей. Узнав о чувствах Грушницкого к хорошенькой княжне Мери, Печорин испытывает большой азарт.
Герой делает все, чтобы княжна окончательно и бесповоротно увлеклась им, забыв о юном Грушницком.
Печорин использует слабости Грушницкого, чтобы развить задуманную им светскую интригу, в результате которой юнкер погибает. Еще одним двойником Печорина можно назвать доктора Вернера. С этим персонажем мы также знакомимся в “Княжне Мери”. Этого персонажа можно назвать наиболее близким Печорину по типу сознания.
Но скепсис Вернера уступает печоринскому. Убежденность в бессмысленности жизни человека основывается у Вернера на признании неизбежности смерти. “Я знаю, что в одно прекрасное утро я умру”, – говорит он. Это накладывает отпечаток на его отношение к людям – покровительственное и ироническое. Печорин также циничен, холоден, отстранен от окружающей жизни, как и Вернер.
Именно поэтому герои и стали достаточно близкими приятелями. Но, в отличие от Вернера, Печорин более глубок и сложен. Он совершенно безразличен к своей жизни, как и к жизни других людей. Поэтому он легко может поставить на карту любую жизнь.
Цинизм Вернера во многом “на словах”. Он больше претворяется циником, чем является им. Цинизм же Печорина – это его внутренняя философия, рожденная в глубоких и мучительных раздумьях о смысле жизни, о месте человека в этом мире.
В главе “Фаталист” появляется образ офицера Вулича. Этот герой тоже во многом схож с Печориным. Вулич фаталист, он верит в судьбу и уверен, что не умрет раньше положенного ему срока. Поэтому этот офицер с легкостью заключает пари с Печориным и стреляет в себя из заряженного пистолета.
Пистолет дает осечку. Но Вулич умирает этим же вечером, после предсказания Печорина его скорой кончины. В этой главе читатель может увидеть, что Печорин, на самом деле, верит в фатум.
Он такой же фаталист, как и Вулич. Но если Вулич отдается на волю рока, то Печорин желает сам управлять своей судьбой. На протяжении всей своей жизни он борется с фатумом.
По-моему, это главный конфликт в его жизни.
Таким образом, наличие двойников в романе – это еще один способ как можно богаче и ярче раскрыть образ главного героя произведения, создать наиболее полный портрет человека той эпохи. Для психологической характеристики своего героя Лермонтов использует разные способы. Основной – самоанализ самого Печорина. Григорий Александрович исповедуется перед некоторыми собеседниками.
В монологах, обращенных к доктору Вернеру и княжне Мери, Печорин не лжет, но и не “расшифровывает” себя до конца. Также герой часто вспоминает и анализирует совершенные ранее поступки и пережитые мысли и чувства наедине с самим собой, в дневниковых или путевых записках. Также важной чертой Печорина является его постоянный самоконтроль, которым сопровождаются все его поступки, высказывания, размышления и переживания. В своих записях герой тщательно фиксирует то, что сделал, подумал, ощутил.
Кроме этого, Печорин регулярно ставит психологические “эксперименты” над самим собой и другими людьми. Психологические эксперименты героя позволяют увидеть его с двух сторон: и как человека действующего, и как человека с сильными аналитическими способностями.
Также важен внешний портрет Печорина. Странствующий офицер видит Печорина и передает читателям свои ощущения: угадывает скрытность характера (“при ходьбе не размахивал руками”), страстность (морщины на благородном лбу, “обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства”), злой нрав или, вернее, “глубокую постоянную грусть” (“глаза его не смеялись, когда он смеялся”). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Лермонтов в своем романе очень удачно использует все известные способы психологической характеристики своего героя.
Это подтверждает его звание мастера психологической прозы.
Печорин и Максим Максимыч, единственный персонаж, сопутствующий главному герою на протяжении большей части повествования, – два структурно-художественных полюса романа. Максим Максимыч – настоящий “кавказец”, не в пример Печорину, Грушницкому и другим офицерам, лишь волею случая занесенным на Кавказ. Он служит на Кавказе давно, хорошо знает его природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни романтического пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам.
В каком-то смысле ему, носителю патриархального сознания, горцы даже более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина.
У Максима Максимыча золотое сердце и добрая душа, он ценит душевное спокойствие и избегает приключений. На первом месте для героя стоит долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски. Лишенный личностного самосознания, как бы не выделенный из “естественного” мира, Максим Максимыч воспринимает Печорина и Вулича как “странных” людей.
Ему неясно, почему Печорин скучает, но зато он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Еще более уязвляет самолюбие Максима Максимыча та холодная встреча, какой “наградил” его Печорин после долгой разлуки. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными.
Между тем, Печорин вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, просто ему не о чем говорить с человеком, которого он никогда не считал своим другом.
Благодаря Максиму Максимычу обнаруживаются и сильные, и слабые стороны печоринского типа – разрыв героя с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Но и сам Максим Максимыч тоже оказывается одиноким и обреченным. Его мир ограничен и лишен сложной гармонии, а целостность характера “обеспечена” неразвитостью чувства личности.
Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, а в их драматическом разрыве, в желательности сближения и движения к согласию.