Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”



Григорий Печорин – молодой человек, принадлежащий к поколению 1830-х годов, представитель светского общества. Его “лучшие” годы прошли, по его собственным словам, “в борьбе с собой и светом”.
Печорин – представитель мыслящей молодежи своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится. к себе и свету. В отношениях с людьми он холоден, высокомерен, но его нельзя назвать инфантильным и безвольным. Из романа мы узнаем, что Печорин в юности “бешено” наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и они “опротивели” ему.

Потом он пустился в большой свет, впрочем, и общество ему скоро надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто.
От скуки Печорин стал читать, учиться, но и “науки также надоели”. Он понял, что ни слова, ни счастье от них не зависит нисколько. Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ.
Это было самое счастливое время его жизни. Там, увидев и полюбив Бэлу, он думал, что это ангел, посланный ему “сострадательной судьбой”.

Однако, как он считает, опять ошибся, “любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви знатной барышни”, а невежество и простосердечие ему вскоре надоели.
Характер Печорина очень противоречив. Как говорил он сам: “Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”. Эта противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя.

Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивает странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а в его улыбке что-то детское, “глаза его не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти”. Походка Печорина “была небрежна и ленива”.

С одной стороны, у Печорина “крепкое здоровье”, а с другой – “нервическая слабость”.
Печорин – разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям. Однако душа его находится в постоянном поиске. “У меня несчастный характер, – говорит он, – воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиной несчастия других, то и сам не менее несчастлив”.
Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а его отношением к женщинам движет тщеславие, честолюбие. “Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?” – говорит герой.
Его отношение к Вере говорит о способности к глубокому чувству. Он говорит, что Вера для него очень дорога, дороже жизни, он боится ее потерять.
С горьким чувством Печорин расценивает себя как “нравственного калеку”, у которого “высохла, испарилась, умерла” лучшая половина души. “Душа испорчена светом”, и в этом он видит свою трагедию. Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью. Но поскольку Печорин был типичным представителем того времени, то все его “трагедии” – это трагедии целого поколения.
Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин -“это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии”. И трагедия его в том, что такие люди “не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья”.
Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 1830-х годов, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в “Думе”. В лице Печорина предстает своеобразный человек, типичный для своей эпохи.
Это личность, сформированная данным веком, ни в какой другой эпохе подобный человек не появился бы. В нем присутствуют все черты, все достоинства и недостатки его времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”