Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

1. Незаурядность лермонтовского героя.
2. Взаимоотношения Печорина с людьми.
3. Грушницкий: антипод или карикатура на Печорина?
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
Характер Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, нельзя оценивать однозначно. Его нрав – это запутанный клубок противоречий. “Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут

– а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеху” – так характеризует Печорина Максим Максимыч.
Печорина никак нельзя назвать заурядной личностью – его яркая индивидуальность, глубокое знание людей и жизни нашли отражение на страницах его дневника. Этот человек способен тонко чувствовать красоту природы, восхищаться литературным творчеством – накануне дуэли
с Груш-ницким Печорин забывает обо всем, увлеченный “волшебным вымыслом” В. Скотта. Печорин не просто человек образованный – он наделен живым воображением, если способен увидеть “Гетеву Миньону” в странной девушке, дочери бедной старухи, подруге контрабандиста.

Жажда деятельности, романтический авантюризм, храбрость, широта взглядов и свобода суждений в характере Печорина соединяются с холодностью, высокомерием и эгоизмом. Печорин прекрасно понимает, что лежит в основе тех или иных человеческих поступков, и хладнокровно использует свои знания не ради банальной выгоды, а ради эксперимента, развлечения. Ибо этот человек, богато одаренный природой, обладающий как личным обаянием, так и значительными материальными средствами, страдает от скуки – бича, который и гонит его сквозь ст

Несомненно, что Печорин умеет производить благоприятное впечатление на людей, находить общий язык с представителями разных социальных групп и народов. Максим Максимыч относился к нему с искренней приятельской симпатией. Печорин быстро нашел подход к юному чеченцу Азамату, который по собственной воле украл из родного дома и передал русскому офицеру свою сестру Бэлу. Сама Бэла крепко привязалась к Печорину.

Глубокая привязанность к этому человеку живет и в сердце Веры, пронесшей это чувство через долгие годы разлуки. Любовь легко овладевает сердцем Мери – вот только зачем Печорину ее любовь? Он действует продуманно и хладнокровно, завладевая ее вниманием, стараясь вызвать сочувствие: очень похоже на то, как сытый кот играет с мышью… Жестоко.

Жесток Печорин и по отношению к Бэле и Вере, к которым у него было искреннее чувство. “…Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна”, – сознает Вера.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови, –
Эти строки лермонтовской “Думы” как нельзя более точно характеризуют отношение Печорина к окружающим людям. “…Если я причиною несчастия другим, то и сам не менее несчастлив”, – признается Печорин. Отсутствие значимых целей, скука, неспособность и нежелание выстраивать глубокие, прочные отношения с людьми – все это духовно опустошает героя.
Однако само заглавие романа Лермонтова свидетельствует о том, что судьба Печорина не частный случай, а явление, достаточно типичное для того времени и социальной группы, о которых идет речь в этом произведении. “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения” – так отзывается сам Лермонтов о своем герое. Но кроме Печорина, в романе есть другой представитель этого поколения – Грушницкий, приятель-недруг главного героя. На первый взгляд он может показаться антиподом Печорина. Грушницкий нарочито рисуется, стремясь привлечь внимание княжны Мери, Печорин довольно долго держится в тени.

Грушницкий распускает сплетни о княжне – Печорин как благородный человек вступается за ее честь.
Едва ли все так просто. Да, Грушницкий рисуется, эта рисовка бросается в глаза и потому неприятна, гротескна и комична. Но ведь и поведение Печорина иначе как рисовкой не назовешь!

Он покупает ковер, который облюбовала Мери, а затем ведет мимо ее окон свою лошадь, покрытую этим ковром, незаметно подъезжает к княжне, принарядившись в черкесский костюм, во время прогулки рассказывает жалостливую историю своей души, непонятой окружающими… Это ли не нарочитое стремление произвести определенное впечатление? Но рисовка Печорина гораздо изящнее и прозрачнее рисовки Грушницкого.

В этом вся разница.
Несомненно, Печорина и Грушницкого роднит и отсутствие серьезной цели в жизни. Но если Печорин борется со скукой, ставя любопытные психологические эксперименты над собой и другими, то Грушницкий не находит ничего более интересного, как грязные сплетни. Нечего сказать, достойное времяпрепровождение для дворянина и офицера, совсем недавно старавшегося создать образ бравого вояки и галантного кавалера!

В чем-то схож и конец жизненного пути обоих этих героев, который подчеркивает бессодержательность их существования. Случаен конец Грушницкого, погибшего на дуэли, которую сам он спровоцировал да еще опошлил грязными подтасовками. Случайна и смерть Печорина, скончавшегося в пути, не имевшего четкой цели. Сама неприязнь героев – это подсознательное ощущение сходства, проявляющегося в отсутствии серьезных целей.

Они как бы видят собственное отражение, искаженное личностными характеристиками другого, и испытывают желание разбить, уничтожить это обличающее подобие собственных пороков.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”