Судьба Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

План
1. Вступление. “Герой нашего времени” – центростремительное произведение.
2. Печорин – главный герой романа:
1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа Печорина;
2) главный герой – фигура романтическая и трагическая;
3) конфликт Печорина с обществом;
4) духовное богатство натуры Печорина, рефлексия как главная отличительная черта этого образа;
5) отсутствие жизненной цели – главная причина страданий героя;
3. Заключение. Печорин – романтический герой, символ “лишнего человека”.

adman_adcode (middle, 1) -->

Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
По своему типу роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары.

Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер “героя времени”, высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин – Максим Максимович (“антипод”), Печорин – Грушницкий (“пародия”), Печорин – Вулич (“фаталист”), Печорин-Вернер (“друг”), Печорин – женские образы (“любовь”), Печорин – горцы (“естественные люди”) и другие.
В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, “парного сравнения” героев и т. д.) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: “я чувствую в душе моей силы необъятные…”; “…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!”
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: “Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни”.
Безусловно, этот персонаж – герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества – антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. “И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…” – говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: “Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…”
Вообще, в “Герое нашего времени” впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия – о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…”.

Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: “…Но я не угадал этого назначения…”.
Отсутствие цели в жизни – в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, – это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание.

Очень верно отметил В. Г. Белинский, что в герое Лермонтова “есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…”.
Считается, что Печорин – один из вариантов русского “лишнего человека”, уже известного по роману Пушкина “Евгений Онегин”. Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот “горестный анализ”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Судьба Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”