Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Общественно-политическая обстановка.
2. Одиночество Печорина.
3. Неоднозначность образа главного героя.
4. Трагедия Печорина и литературная традиция.

После подавления декабристского восстания Россия ввергается в пучину государственной реакции и подавления любого свободомыслия. Ситуация в стране напряженная. Цензура диктует свои правила. Каждый добропорядочный гражданин находится под неусыпным вниманием тайной полиции.

Доносы и предательство становятся нормой жизни. Именно в это нелегкое для любого образованного и культурного

человека разворачивается действие романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Главный герой романа Печорин как представитель так называемой золотой молодежи дворянской интеллигенции естественно поставлен в жесткие условия. Он не может найти себе какое-нибудь дело, которое, с одной стороны, давало бы ему возможность самореализоваться в этой жизни, а с другой стороны, не противоречило бы всему государственному устройству России тех лет и существующим нравам. Довольно скоро Печорин оказывается в конфликте с окружающими людьми, более того он приносит несчастья всем, с кем сталкивает его
судьба.

Он, не вынося глупости, чванства, пошлости, не способен пойти на компромисс с самим собой, со своими знакомыми. Поэтому зачастую мучается не менее своих невольных жертв. Лермонтов сумел создать образ не отдельно взятого человека, а довольно распространенной группы людей. Это еще раз подтверждает Белинский, указывая: «Герой нашего времени — портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего нашего времени».

Таким образом, молодой поэт и прозаик сумел одним из первых русских литераторов затронуть в своих произведениях серьезные психологические проблемы современного ему поколения.

С первый страниц произведения читатель осознает, что перед ним раскрывается образ далеко не положительного героя. Печорин умен, однако свой ум он использует не для исполнения благих намерений. Он инициативен, но любая его деятельность так или иначе неблагоприятным образом отражается на окружающих его людях.

Молодой человек решительно достигает поставленных целей, однако он совершенно не стесняется в средствах исполнения задуманного. Так, в главе «Белла» он встречает прекрасную девушку из черкесского селения. Зная, что она уже помолвлена, Печорин тем не менее решает заполучить ее, во что бы то ни стало.

Он, используя болезненную любовь ее брата к лошадям, подговаривает подростка выкрасть из дома свою сестру взамен на породистого коня. Более того, молодой человек сам принимает активное участие в постыдной краже этого жеребца. И вот девушка уже в крепости, ничто не мешает Печорину обрести наконец свое счастье.

Главный герой добивается своего — похищенная девушка отвечает ему взаимностью. Однако тихая спокойная жизнь совершенно не прельщает молодого человека, отличающегося буйной и деятельной натурой. Предсказуемость, размеренность и обыденность убивают его, лишают всяческой творческой мысли.

Печорин по своему складу характера является человеком очень деятельным: «…беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни».

Безусловно, он не удовлетворится ролью простого обывателя или стороннего наблюдателя. Он сам должен во всем разобщаться и докопаться до самой сути. Эта его черта как нельзя лучше проявилась в главе «Контрабандисты». Чрезмерное любопытство заезжего офицера в один миг изменило жизнь многих людей, однако не сделало ее более счастливой и благополучной.

Наоборот, способствуя уходу контрабандистов, он обрекает на верную смерть пожилого человека и слепого мальчика. Сам, не ведая того, Печорин, всегда оказывающийся в гуще событий, приносит людям одни несчастья. Не умея направлять свою бурную энергию в благое для себя и окружающих русло, молодой человек растрачивается по пустякам.

Его отношения со многими женщинами, к примеру, с княжной Мери и Беллой продиктовано не серьезными глубокими чувствами, не желанием как-то помочь девушкам, а стремлением просто развлечься, развеять свою все нарастающую скуку. Причем Печорину, по большому счету, все равно кто в следующий раз выступит в качестве его жертвы: молодая девушка из хорошей семьи, отдыхающая на водах, или дикая, но прекрасная дикарка.
Результатом становится один и тот же трагический финал. Влюбленная княжна Мэри на всю жизнь запомнит жестокий урок, сильно задевший ее самолюбие и оставивший горький осадок на всю ее жизнь. В следующий раз при взаимоотношениях с. мужчинами ей наверняка придется сильно постараться, чтобы вновь научиться кому-либо доверять.

В случае с дикой красавицей все заканчивается еще более трагично: Белла погибает. Однако мучительные страдания влюбленных девушек и даже смерть одной из них не очень сильно трогают Печорина.
Этот человек как бы вбирает в свою натуру две совершенно противоположных личности. Первая пребывает в постоянной эйфорической активной деятельности, поиске приключений, а вторая правильно размышляет и критически оценивает действия первой. Трезво осознавая свои поступки, Печорин прекрасно понимает, что они достойны всякого осуждения. Подобное раздвоение личности в полной мере обусловлено острым противоречием между «глубокостью натуры и жал-костью действий одного и того же человека».

Замечательный блестящий офицер, хорошо образованный человек вынужден участвовать в бесполезной и выматывающей войне, общаться с людьми, которые в силу своего социального положения и интеллектуального развития, не способны его понять и принять таким, какой он есть на самом деле. С другой стороны, Печорину давно претит искусственность, безжизненность и интриги высшего света. Поэтому он сознательно отказывается от взаимодействия с себе подобными, оказываясь, что называется, между небом и землей.

Безусловно, подобное неустойчивое положение не может не отражаться и на состоянии духа главного героя. Печорин жаждет искоренить в себе какие-либо старые привычки и принципы, навязанные ему высшим обществом, однако он знает, к чему стремиться. Сам он пока еще не в состоянии взять на себя ответственность выстроить свою систему миропонимания, свои незыблемые принципы, ведущие к гармонии, хотя бы с самим собой. Где-то далеко-далеко впереди он видит только отблески чего-то по-настоящему великого, чего жаждет измученная душа главного героя.

По мнению В. Г. Белинского, подобное состояние духа называется рефлексией: «…тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». Печорин настолько духовно измотан, что он уже не способен как-то по-другому, более благоприятно строить свои взаимоотношения с окружающими. Его душа, ищущая и не находящая покоя и гармонии, испепеляет сама себя.

Многие литературоведы относят главного героя произведения Лермонтова к огромной категории гак называемых лишних людей, которые неизменно появляются в каждом поколении. Однако они совершенно не лишние, поскольку выполняют важную роль в любом образованном интеллигентном обществе. Они, так или иначе, заставляют более успешных и благополучных в плане приспосабливаемости людей задуматься над своими ошибками, над смыслом свой вроде бы безоблачной жизни.

Это роднит Печорина и с Онегиным А. С. Пушкина, и Базаровым И. В. Тургенева.

Каждый из этих персонажей безуспешно старается найти себя в этом мире, отыскать достойное применение своим силам, своей энергии. В художественном плане Онегин находится несколько выше главного героя Лермонтова, однако, что касается идеи, автор «Героя нашего времени» превзошел гениального писателя. Произведение еще раз доказывает, что в любые времена найдутся люди, наделенные даром более остро ощущать перемены, происходящие в окружающем мире, более чувствительно относиться к порывам и устремлениям собственной души.

Этим обусловлены самые мучительные душевные переживания, выпадающие на их долю.


Поиски смысла жизни Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»