Биография Маяковского. Поэзия о революции (Маяковский В. В.)
(1917-1927)
Свержение царизма, Февральскую революцию – “нового утра новую дрожь” (“Революция. Поэтохроника”) – поэт воспринял с энтузиазмом, как начало воплощения мечтаний о переделке мира, пересмотре “миров основы”. Сам замысел социальной революции был для Маяковского воплощением “социалистов великой ереси”, реализацией идей, за которые он, “товарищ Константин”, уже отсидел свои “11 бутырских месяцев” в 1908-1909.
Революция была еще одной, практической, гранью романтического бунта поэта, художника, творческой
Поэт испытывает явный прилив творческих сил. В первом же номере журнала “Новый сатирикон”, вышедшем после падения самодержавия (J№ 11 от 17 марта 1917), Маяковский публикует – под заголовком “Восстанавливаю” – отрывки из “Облака в штанах”, изъятые ранее цензурой.
В эти же дни он начинает писать новое произведение – поэтический дневник первых дней революционной эры, законченный 17 апреля 1917 года. Поэма “Революция. Поэтохроника” появилась 21 мая 1917 в газете “Новая жизнь”, издававшейся М. Горьким.
Октябрьская
“Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция… “
Поэт стремится дать “героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи”, вылившееся в 1918 году в пьесу “Мистерия-буфф”, поставленную в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции.
* *
В декабре 1918 года в стихотворении “Приказ по армии искусства”, опубликованном в газете “Искусство коммуны”, Маяковский призывает:
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
Революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!
И художник-поэт Маяковский сам начинает создавать эту “тысячелистую” книгу времени. К первой годовщине Октября появляется альбом “Герои и жертвы революции”
(1918) с текстами к рисункам, сочиненными Маяковским. Затем – “Советская азбука”
(1919) , сборник политических юмористических двустиший на каждую букву алфавита, сочиненных и проиллюстрированных уже самим автором.
С октября 1919 года Маяковский действительно выносит свое искусство поэта и художника “на улицы”, “на площади” – начинает работу над сатирическими и агитационными плакатами “Окон РОСТА”, Российского телеграфного агентства. Важнейшая, актуальнейшая информация о событиях в стране и за рубежом, поступавшая в РОСТА, в руках художников и поэтов приобретала форму броских плакатов с запоминающимися рисунками и текстами. Плакаты выставлялись в оконных витринах на главных улицах и площадях Москвы, Петрограда и других городов страны.
В “Окнах РОСТА” ярко проявился мощный синтетический талант автора – поэта и художника. Но уникальность многогранной творческой личности Маяковского в эти годы проявилась еще и в такой области, как кинематография. Весной – летом 1918 он пишет сценарии и снимается в главных ролях в фильмах по собственным сценариям “Не для денег родившийся”, “Барышня и хулиган”, “Закованная фильмой”.
Продолжением маяковской “поэтохроники” революции становятся многочисленные произведения гражданской лирики, лиро-эпические поэмы “Владимир Ильич Ленин” (1924), “Хорошо” (1927).