Художественные особенности произведений Фета

Художественные особенности. Поэзия Фета, не столь широ­кая по тематике, необыкновенно богата разнообразными оттенками чувства, эмоциональных состояний. Она неповторима по своему мелодическому рисунку, насыщена бесконечными сочетаниями цветов, звуков, красок.

В своем творчестве поэт предвосхищает мно­гие открытия “серебряного века”;. Новизна его лирики ощущалась уже современниками, которые отмечали “умение поэта ловить не­уловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением

души человеческой, ощущением без образа и названия”; (А. В. Дружинин).

Действительно, лирику Фета характеризует импрессионистич­ность (от франц. impersion – впечатление). Это особое качество ху­дожественного стиля, для которого характерны ассоциативные обра­зы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, “мгновенные снимки памяти”;, складывающиеся в цель­ную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета.

Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к ко­торым

они относятся (“тающая скрипка”;, “благовонные речи”;, “се­ребряные сны”;). Так эпитет “тающая”; к слову скрипка передает не качество самого музыкального инструмента, а впечатление от ее звуков. Слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает осо­бую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между пря­мым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Часто все стихотворение строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций (“Ярким солнцем в саду пламенеет костер…”;, “Шепот, робкое дыханье…”;, “Сияла ночь.

Луной был полон сад…”;). В стихотворении “На кресле отвалясь, гляжу в потолок…”; целый ряд ассоциаций нанизывается друг на друга: кружок от лампы на потолке, слегка вертящийся, вызывает ассоциацию с кружащимися над садом грачами, которые, в свою очередь, навевают воспомина­ние о расставании с любимой женщиной.

Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения помогли Фету подойти вплотную к решению проблемы “невыразимости”; по­этическим языком тончайших движений человеческой души, над ко­торой бились Жуковский, Лермонтов, Тютчев. Ощущая, подобно им, “как беден наш язык”;, Фет уходит от слов в стихию музыкальности. Звук становится основной единицей его поэзии. Композитор П. И. Чайковский даже назвал Фета поэтом-музыкантом.

Сам поэт говорил: “Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника сама приходит в соответственный музыкальный строй. Нет музы­кального настроения – нет художественного произведения”;. Музы­кальность лирики Фета выражается в особой плавности, напевности его стиха, разнообразии ритмов и рифм, искусстве звукового повтора.

Можно сказать, что поэт использует музыкальные средства воздействия на читателя. Для каждого стихотворения Фет находит ин­дивидуальный ритмический рисунок, употребляя необычные соче­тания длинных и коротких строк (“Сад весь в цвету, \ Вечер в огне, \ Так освежительно-радостно мне!”;), звуковые повторы, основанные на ассонансах и консонансах (в стихотворении “Шепот, робкое дыха­нье…”; ассонансы на – а: соловья – ручья – конца – лица – янта­ря – заря), разнообразные размеры, среди которых особо выделяют­ся трехсложные, прекрасно вписывающиеся в традицию романсов (“На заре ты ее не буди…”;, написанное анапестом). Не случайно очень многие из стихотворений Фета были положены на музыку.

Художественные открытия Фета были восприняты поэтами “се­ребряного века”;. Александр Блок считал его своим непосредствен­ным учителем. Но далеко не сразу такая необычная, ни на что не похожая лирика Фета завоевала признание читателей.

Выпустив первые сборники своих стихов еще в 1840-1850-х годах, Фет надолго уходит из литератур ной. жизни и остается известен только узкому кругу ценителей. Интерес к нему возрос на рубеже веков, во время нового расцвета русской поэзии. Именно тогда творчество Фета по­лучило заслуженную оценку.

Он по праву был признан тем, кто, по словам Анны Ахматовой, открыл в русской поэзии “не календар­ный, настоящий двадцатый век”;.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественные особенности произведений Фета