Идейно-тематическое содержание произведений Фета
Идейно-тематическое содержание. А. А. Фет (настоящая фамилия Шеншин) – русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова.
Фет – ярчайший представитель поэзии “чистого искусства”;, идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века. В основе теории “чистого искусства”; лежит утверждение независимости художественного творчества от общества, провозглашение самодостаточности искусства, противопоставление
Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание – наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчества. Все это и составляет основные темы его поэзии.
Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отнести к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец!
Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных страстей, звать его от земного в “синеву небес”;, возвышать и окрылять. Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах “роятся и летят”;, он чувствует в минуту вдохновенья, как “растут и тотчас в небо унесут”; его “раскинутые крылья”;. Свою поэзию он называет “ласточкой с молниевидным крылом”;. В минуты вдохновения он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца:
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Муза Фета – “на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня”;. Она приносит на землю “исцеление от муки”;.
Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской поэзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли. На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему “бедности слова”;, начатую в русской литературе еще Жуковским. “О, если б без слова сказаться душой было можно!”; – мечтает поэт. Для него эта тема становится особенно актуальной, потому что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душевные движения, которые трудно назвать точным словом.
Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: “грезы”;, “сны”;, “бред неясный”;, “мечты”;, “фантазии”;. Всему этому, как говорит поэт, “нет названья”;. Но в том и состоит, как считает он, основная задача поэзии – суметь выразить эти неясные движения души:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей.
В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, “бессильны”;, “речи незначащи”;, только звуки – природные, музыкальные и поэтические – передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена “сладкими”; звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу…
“Вечер”;
Это придает совершенное особое звучание даже такой традиционной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета – средство выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная тональность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема:
Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом По листам затрепетало.
Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: “Это утро, радость эта…”;. Примечательно то, что такой восторг вызывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая природа: “чудные извивы на коре возле дуба”;, “густая крапива”;, которая “шумит под окном”;. Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая детализация, конкретность, в которой проявляется необычайная наблюдательность поэта.
Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь. Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы (“запах медовый”;, “весны душистой нега”;), звуки (“полуночные образы стонут”;, “валежник свистал на огне”;), цвета (“вдоль сонного озера быстро река \ Бежала змеей золотистой”;, “серебряные слезы”;).
В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопоставлен житейскому миру “земной, гнетущей злобы”;. “Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ”;, – отмечал С. Я. Маршак. Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возможность единения с природой, поэтому при всей конкретности описаний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько “кажущийся”;. Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет:
В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты…
Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лирического героя, одушевляется и оживляется им, поэтому “травы в рыдании”;, а “цветы глядят с тоской влюбленной”;. Такие образы у современников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о “лирической дерзости”; Фета (Л. Н. Толстой).
В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую картину живого единства мира: разнообразных связей человека и природы, духовного слияния с ней. Природа представляется ему “всемогущей”; и “бессознательной”; силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос:
Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит,
Она лучом алмазным пышет И говорит…
Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, которая, по мнению поэта, является “зерном и центром, на котором навивается всякая поэтическая нить”;. При этом чувство любви оказывается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы.
Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”;, самое “фетовское”; из стихотворений поэта, его своеобразный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний. Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола.
Единство настроения и чувства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодическим строем стиха. Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности (“трели соловья”;), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимости красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся “тени без конца”;, – это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием.
Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд “волшебных изменений милого лица”;, которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря.
Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстрагирована от конкретных условий, образы лирического героя и его возлюбленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит потому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах. Для лирического героя любовь – это радость, счастье, восторг: “О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!”;, “Счастию сердце легко предается”;. Радостью любви навеяны такие стихотворения, как “Я пришел к тебе с приветом…”;, “Шепот, робкое дыханье…”; и знаменитое, ставшее романсом “На заре ты ее не буди…”;.
Возлюбленная поэта прекрасна, как сама природа, с которой она слита неразрывно.
Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали. Образы весеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие счастливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Образ сгоревшей (в буквальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: “Твоя душа, красы твоей звезда, \ Передо мной, умчавшись, загорится”;, “Там человек сгорел!”;.
Теперь даже счастливая любовь “отзывается чем-то горьким”;. Но при этом она не теряет своей красоты и притягательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта.
Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедевром русской поэзии, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”;:
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончайших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии.
Глоссарий:
– почему фет считал природу средством исцеления скорбящей души
– тематика произведений фета
– почему фет считал природу средством исцеления
– почему а фет считал природу средством исцеления скорбящей души
– ематика произведений фета