Идейно-тематическое содержание произведений Фета

Идейно-тематическое содержание. А. А. Фет (настоящая фа­милия Шеншин) – русский поэт, прозаик, публицист, переводчик. В историю русской литературы он вошел как один из тончайших лириков, открывший новые возможности поэтического слова.

Фет – ярчайший представитель поэзии “чистого искусства”;, идейно-эстетического течения в русской поэзии середины XIX века. В основе теории “чистого искусства”; лежит утверждение независимо­сти художественного творчества от общества, провозглашение само­достаточности искусства, противопоставление

совершенства класси­ческих (античных) форм несовершенству и “грязи”; окружающей действительности. В соответствии с этими положениями тематика лирики Фета несколько ограниченна: он сознательно уходит от так волновавших его современников общественных проблем, избегает реалий “низкого”; быта и всего того, что не относится к сфере “пре­красного”;. “Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы одни не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, – тех периодических веяний, которые способны исполнить всякого практического деятеля
гражданской скорбью, – писал Фет, определяя свое поэтическое кредо. – Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас… по временам отворачиваться от них и про­бивать будничный лед, чтоб на мгновенье вздохнуть чистым и сво­бодным воздухом поэзии”;.

Таким образом, Фет считал, что в лирике не должно быть примет исторического времени, быта, описания мрачных сторон жизни; ее содержание – наслаждение красотой природы, искусства, воспевание восторга любви и радости творчест­ва. Все это и составляет основные темы его поэзии.

Отсюда вытекает и особая позиция Фета в вопросе о сущности и задачах искусства, отраженная в его стихах, которые можно отне­сти к теме поэта и поэзии. Ее назначение он видит в том, чтобы

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!

Поэзия призвана, по Фету, снимать с человека гнет земных стра­стей, звать его от земного в “синеву небес”;, возвышать и окрылять. Лейтмотивом его лирики является тема полета: мечты в его стихах “роятся и летят”;, он чувствует в минуту вдохновенья, как “растут и тотчас в небо унесут”; его “раскинутые крылья”;. Свою поэзию он на­зывает “ласточкой с молниевидным крылом”;. В минуты вдохнове­ния он как бы утрачивает земное тяготение и отдается воле Творца:

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Муза Фета – “на облаке, незримая земле, в венце из звезд, не­тленная богиня”;. Она приносит на землю “исцеление от муки”;.

Несомненна связь лирики Фета с романтической линией русской по­эзии, с ее мечтой о прекрасном идеале и стремлением оторваться от земли. На новом этапе ее развития Фет подхватывает традиционную романтическую тему “бедности слова”;, начатую в русской литературе еще Жуковским. “О, если б без слова сказаться душой было можно!”; – мечтает поэт. Для него эта тема становится особенно актуальной, пото­му что в своей поэзии он стремится передать неясные, смутные душев­ные движения, которые трудно назвать точным словом.

Поэзии Фета близки такие состояния души, которые наиболее далеки от рассудка: “грезы”;, “сны”;, “бред неясный”;, “мечты”;, “фантазии”;. Всему этому, как говорит поэт, “нет названья”;. Но в том и состоит, как считает он, основ­ная задача поэзии – суметь выразить эти неясные движения души:

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами –

Звуком на душу навей.

В своем поэтическом творчестве Фет исходит из того, что слова неточны, “бессильны”;, “речи незначащи”;, только звуки – природ­ные, музыкальные и поэтические – передают истинное чувство. Вот откуда возникает необыкновенное родство фетовской лирики с музыкой. Его поэзия буквально наполнена “сладкими”; звуками, которые передают красоту и гармонию окружающего мира:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу…

“Вечер”;

Это придает совершенное особое звучание даже такой традицион­ной для поэзии теме, как тема природы. Природа для Фета – средст­во выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости. Именно в пейзажной лирике проявляется лучше всего основная то­нальность его поэзии мажорность, настроение душевного подъема:

Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом По листам затрепетало.

Поэта, созерцающего природу, буквально переполняет радость: “Это утро, радость эта…”;. Примечательно то, что такой восторг вы­зывает у него отнюдь не экзотическая, а вполне обычная, тихая при­рода: “чудные извивы на коре возле дуба”;, “густая крапива”;, которая “шумит под окном”;. Ни у одного из русских поэтов до Фета не было такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, разнообразных состояний природы. Для фетовских пейзажей характерна особая де­тализация, конкретность, в которой проявляется необычайная на­блюдательность поэта.

Среди деревьев у него не только привычные для поэзии дуб, береза, ива, но и пихта, вяз, ракита; среди птиц не только соловей, жаворонок, орел, лебедь, но и лунь, сыч, снегирь. Острота восприятия природы сказывается в лирике Фета в богатстве эпитетов и метафор, передающих разнообразные ароматы (“запах медовый”;, “весны душистой нега”;), звуки (“полуночные образы сто­нут”;, “валежник свистал на огне”;), цвета (“вдоль сонного озера быст­ро река \ Бежала змеей золотистой”;, “серебряные слезы”;).

В лирике Фета мир природы гармоничен и красив, противопос­тавлен житейскому миру “земной, гнетущей злобы”;. “Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ”;, – отмечал С. Я. Маршак. Но только поэзия, с точки зрения Фета, дарит возмож­ность единения с природой, поэтому при всей конкретности описа­ний пейзаж у Фета не столько действительный, сколько “кажущий­ся”;. Он создается с помощью особых приемов, например, описания отражения предмета в воде. При этом отраженное воспроизведение предмета становится более точным и ценным, чем сам предмет:

В этом зеркале под ивой Уловил мой взор ревнивый Сердцу милые черты…

Внешний мир в стихах Фета окрашивается настроением лириче­ского героя, одушевляется и оживляется им, поэтому “травы в ры­дании”;, а “цветы глядят с тоской влюбленной”;. Такие образы у со­временников поэта часто вызывали непонимание и неприязнь, но наиболее чутким ценителям слова позволяли говорить о “лириче­ской дерзости”; Фета (Л. Н. Толстой).

В целом поэтический пейзаж Фета рисует символическую кар­тину живого единства мира: разнообразных связей человека и при­роды, духовного слияния с ней. Природа представляется ему “все­могущей”; и “бессознательной”; силой, которая спасает человека, дает ему возможность победить саму смерть. Собеседниками поэта становятся звезды, небо, Космос:

Одна звезда меж всеми дышит И так дрожит,

Она лучом алмазным пышет И говорит…

Столь же могучей силой становится в лирике Фета любовь, кото­рая, по мнению поэта, является “зерном и центром, на котором на­вивается всякая поэтическая нить”;. При этом чувство любви оказы­вается созвучно неуловимому природному началу. Порой бывает трудно разграничить стихотворения Фета по тематике: так тесно переплетаются у него мотивы любви и природы.

Замечательным примером тому служит знаменитое стихотворение “Шепот, робкое дыханье…”;, самое “фетовское”; из стихотворений поэта, его своеоб­разный автопортрет, признанный шедевр его лирики. Построенное на одних назывных предложениях, оно не столько рисует предметы и явления, сколько выражает знаки чувств и состояний. Из тонких, причудливых ассоциаций возникает неуловимое движение, хотя в стихотворении нет ни одного глагола.

Единство настроения и чув­ства, которым проникнуто стихотворение, скрепляется мелодиче­ским строем стиха. Чувство это смутно, неотчетливо, и образы, его выражающие, просты до банальности (“трели соловья”;), но, вступая в ассоциативные связи, нанизываясь в единый эмоциональный ряд, они выражают общую мысль стихотворения: идею неуловимо­сти красоты природы и любви, невозможности до конца ее понять и выразить. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой роятся “тени без конца”;, – это некое волшебство, которое окутывает лирического героя, поглощенного любовным переживанием.

Отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд “волшебных изменений милого лица”;, кото­рое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря.

Любовь в лирике Фета будто вне времени и места, она абстраги­рована от конкретных условий, образы лирического героя и его воз­любленной бледны и не индивидуализированы. Это происходит по­тому, что главный интерес для поэта представляет само чувство, переданное в тончайших оттенках и нюансах. Для лирического ге­роя любовь – это радость, счастье, восторг: “О друг, как счастлив я, как счастлив я вполне!”;, “Счастию сердце легко предается”;. Радо­стью любви навеяны такие стихотворения, как “Я пришел к тебе с приветом…”;, “Шепот, робкое дыханье…”; и знаменитое, ставшее романсом “На заре ты ее не буди…”;.

Возлюбленная поэта прекрас­на, как сама природа, с которой она слита неразрывно.

Но драматические события истории любви Фета и Марии Лазич, погибшей во время пожара, разрушили мажорный настрой лирики поэта: любовь оказалась источником страданий и печали. Образы ве­сеннего леса, пушистой вербы, свежего венка, соответствовавшие сча­стливому состоянию лирического героя, сменяются образами опавшей розы, потухающей зари, поблекшей травы. Образ сгоревшей (в бук­вальном смысле) любви воплотился в разнообразных вариациях: “Твоя душа, красы твоей звезда, \ Передо мной, умчавшись, загорит­ся”;, “Там человек сгорел!”;.

Теперь даже счастливая любовь “отзывает­ся чем-то горьким”;. Но при этом она не теряет своей красоты и притя­гательной силы. Настоящая любовь, над которой бессильны время и смерть, захватывает все существо поэта.

Клятвой верности любви и памяти звучит фетовское стихотворение, ставшее еще одним шедев­ром русской поэзии, “Сияла ночь. Луной был полон сад…”;:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Так лирика Фета, для которой характерно исследование тончай­ших переливов душевного чувства, углубляется в художественное изучение бытия человека, находящегося в постоянном общении с природой, любящего, страдающего и верящего в торжество красоты и гармонии.

Глоссарий:

– почему фет считал природу средством исцеления скорбящей души

– тематика произведений фета

– почему фет считал природу средством исцеления

– почему а фет считал природу средством исцеления скорбящей души

– ематика произведений фета


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-тематическое содержание произведений Фета