Особенности стихотворений А. А. Фета “Фонтан” и Ф. И. Тютчева “Фонтан” (сопоставительный анализ)
Смысловой план.
Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей:
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не может не стремиться ввысь, словно мощная струя фонтана, – такова его человеческая природа. Однако он и не может
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Это несоответствие тем более печально, что человеческая мысль прекрасна в своих лучших проявлениях: “Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым”. Однако доходя до известно предела, она превращается в разноцветную пыль. И это – суровый закон Вселенной.
Размышления Фета в стихотворении “Фонтан” в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана:
Я, и кровь,
Мы послушные рабы:
До известного предела
Все возносимся мы смело
Под давлением судьбы.
“Мысль несется, сердце бьется”, однако все возвратится на круги своя (“В водоем мой луч прольется”) и бурное движение закончится одним – неминуемой смертью (“И заря потушит ночь”).
Но Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит.
Для лирического героя Фета – это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе – “давлению судьбы”. Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться (“возносимся мы смело”).
Художественная форма стихотворений.
Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном.
Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание “работы” фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью.
Стихотворение Фета 3-ехчастно – экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.
Художественные средства.
Основной художественный прием в “Фонтане” Фета – метафора, в том числе и метафора олицетворения. Поэт считает всю природу и мир вокруг живым, существующим по своим законам. И действительно, в его стихотворении и “ночь дышит”, и “воздух пьян”, и “напевает фонтан”.
Кроме того, “мысль несется, сердце бьется”, “в водоем мой луч прольется”, “заря потушит ночь” и др.
Стихотворение Тютчева также построено на метафорах: “фонтан клубится”, “он
коснулся высоты”, “ниспасть на землю осужден”, ” какой закон тебя стремит, тебя мятет?”, “длань твой луч свергает”, “смертной мысли водомет” и т. д.
Но тютчевское стихотворение гораздо богаче эпитетами, чем стихотворение Фета (“облаком живым”, “фонтан сияющий”, “влажный дым”, “высоты заветной”, “пылью огнецветной”, “длань незримо-роковая” и др.). Есть здесь и сравнения (“Лучом поднявшись к небу”).
Кроме того, стихотворение Тютчева (особенно вторая часть) насыщено обращениями, риторическими восклицаниями и вопросами (“О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый!”, “Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?”, “Как жадно к небу рвешься ты!..”).
Такая эмоциональная насыщенность передает отношение лирического героя к тому трагическому несоответствию, о котором он говорит. Стихотворение же Фета по интонации – спокойно, плавно, размеренно, в нем много повествовательных предложений, что также отражает внутреннее состояние лирического героя.
Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность. Этому способствует и кольцевая рифмовка произведения.
Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению “бодрость” слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора. Это настроение подчеркивает и перекрестная рифмовка стихотворения, а также чередование мужских и женских рифм (“дышим-слышим-колышим”, “пьян-фонтан”).
Таким образом, одноименные стихотворения Тютчева и Фета – философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.