Художественные особенности произведений Чехова
Художественные особенности. Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л. Н. Толстой: “Чехов создал новые… для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде”;. Рассказы и повести писателя поражают отсутствием в них яркого занимательного сюжета – все происходит, как в жизни.
Те события, которые разворачиваются на страницах его произведений, составляют лишь внешнюю канву, а главное – это внутренний сюжет, изменение самого героя, его отношения к жизни. При исчерпанности
Но она существует, только выражается другими средствами – через подтекст, особое настроение, через композицию, часто строящуюся на музыкальных принципах, как “хорошая музыкальная композиция”; – так сам писатель сказал о своем рассказе “Счастье”;. Такая структура
Так он не стремится последовательно рассказать о всех событиях в жизни героя, а использует “вершинную”; композицию. Именно таким образом представлена целая жизнь Ионыча, рассказ о которой уместился на нескольких страницах. Мы видим героя лишь в наиболее важные, поворотные моменты его развития, между которыми протекает год или несколько лет.
Часто сцены кажутся повторяющимися (например, посещение дома Туркиных), но по отдельным деталям читатель замечает, что остается неизменным, а что меняется (неизменны “таланты”; Туркиных, меняется способ передвижения Старцева – пешком, в собственном экипаже, на тройке с бубенчиками; он из стройного молодого человека превращается в солидного, полного, а затем и в ожиревшего Ионыча, похожего на “языческого бога”;).
Роль детали в чеховской прозе очень велика. Она помогает создать характерный “пульсирующий ритм”;, передающий особое звучание этой лирической прозы, “прозы настроений”;, придавая ей порой мелодическое, музыкальное звучание, а иногда вторгаясь дисгармоничной нотой. Деталь дает автору возможность избежать пространных описаний, задавая определенный тон, который помогает читателю самому “достроить”; картину.
Известно, что Чехов утверждал, что вместо подробного описания лунной ночи достаточно сказать, что “на плотине блестело горлышко разбитой бутылки”;, и эта деталь создаст цельное представление. Но есть у Чехова такие детали, которые вырастают до высшего уровня обобщения, становясь деталями-символами. Такой деталью, например, является футляр из рассказа “Человек в футляре”;, “забор с гвоздями”; в “Даме с собачкой”;. Но при этом Чехов оставался реализмом, достигая его высших форм.
Толстой говорил, что у Чехова “развилась необыкновенная техника реализма”;, что у него “все правдиво до иллюзии”;. И особо отмечалась красота языка писателя: “Какой превосходный язык… Это просто перл, – восторгался Толстой. – Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так написать”;.