Разделяете ли вы мнение, что “в системе лирических мотивов Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души”?
Разделяете ли вы мнение М.В. Вершининой о том, что “в системе лирических мотивов А.А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души”?
Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что в произведениях А.А. Фета всегда интенсивно осмысливались философские проблемы сущности человека и природы, определялось место человека во Вселенной, Космосе.
“Лирическое я”, находясь в неразрывном единении с природой и Космосом, устремлено к красоте и гармонии, что позволяет преодолеть конфликтность трагических отношений
Отметьте, что для А.А. Фета характерно многократное возвращение к одним и тем же темам и мотивам, переходящим из одного стихотворения в другое. Поэт стремится переосмыслить, углубить понимание мотива, к которому он постоянно возвращается.
Это, в первую очередь, относится к мотиву душевной жизни, внутреннего мира, поскольку к нему нас отсылает практически каждое стихотворение поэта.
Сформируйте систему доказательств данного тезиса. Обратитесь к известным текстам А.А. Фета. Рассмотрите стихотворение “Учись у них, у дуба, у березы…”, покажите, что душа воспринимается в нем как
Отметьте, что психологический параллелизм “человек с его внутренним миром – природа” дает поэту возможность выхода к мировоззренческим вопросам. Сделайте промежуточный вывод о том, что обращенность к бытийным вопросам позволяет отнести А.А. Фета не только к группе поэтов “искусства для искусства”, певцов природы и красоты, но и к поэтам-философам.
Покажите, что любовные переживания лирического героя раскрываются также через призму мотива души. Для этого обратитесь к анализу стихотворения “Сияла ночь…” и проследите, как создается в нем взаимообусловленность мотивов внутреннего мира человека, красоты, гармонии, природы. Обратите внимание на то, что вся поэтическая система А.А.
Фета, несмотря на то, что она содержит в себе много пессимистичных мотивов, направлена на позитивное восприятие окружающего мира.
Вспомните самое известное произведение А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье…”. Отметьте, что мотив души является определяющим в реализации всех остальных мотивов. Через поэтический параллелизм двух начал автор утверждает единство, равенство, взаимообусловленность душевного и природного миров.
Покажите, что этому же способствуют поэтические включения из других мотивных рядов (мотив цветов, мотив птичьего пения, мотив ночных теней, мотив небесных явлений).
В заключении согласитесь с мнением М. В. Вершининой о том, что “в системе лирических мотивов А. А. Фета все остальные мотивы раскрываются сквозь призму мотива души”.
- Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев Солженицына (“Матренин двор”) представляются труд, семья, природа? Разделяете ли вы мнение зарубежных исследователей о том, что важнейшими ценностными ориентирами героев А. И. Солженицына (“Матренин двор”, “Один день Ивана Денисовича”) представляются труд, семья, природа? Приступая к формированию развернутого суждения на заданную тему, вспомните бытующее в литературоведении мнение о том, что мировоззренческая позиция А. И. Солженицына нашла отражение в особом осознании русского национального характера. […]...
- Кто из современников поэта актуализировал мотив “невыразимого” и в чем его отличие от версии Тютчева? Кто из современников поэта актуализировал мотив “невыразимого” и в чем его отличие от версии Ф. И. Тютчева? В начале своего рассуждения укажите, что мотив “невыразимого” – один из стержневых мотивов в романтической картине мира. Отметьте, что в разных вариантах звучал он в лирике В.А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, поэтов-любомудров и др. Далее […]...
- Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье…” Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения А.А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Приступая к выполнению задания, уточните значение термина “эмоция”. Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что “эмоция” определяется с помощью слов “чувство и переживание”: “душевное переживание, волнение”, “сильное душевное чувство, переживание”. Покажите, что чувства могут иметь положительный и отрицательный эмоциональный тон (радость – печаль), особую […]...
- Разделяете ли вы мнение Ивлевой о том, что Шарлотта – “самый загадочный образ в последней комедии Чехова”? Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта – “самый загадочный образ в последней комедии Чехова”? Приступая к ответу на вопрос, вспомните авторскую оценку, данную в письме О. Л. Книппер-Чеховой: ” Это лучшая роль…” Покажите, почему эпизодический по своему месту в списке действующих лиц персонаж приобретает необыкновенную важность для автора. Выявите, как […]...
- Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи? Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что многие произведения А. С. Пушкина, будучи по объему равными повести, тем не менее, по масштабности авторской идеи и представленных событий могут быть отнесены к большим эпическим формам. Так, крестьянская война под предводительством […]...
- Мир и человек сквозь призму романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман “Мастер и Маргарита” можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 1920-1930-х гг.. Параллельно с этой картиной М. А. Булгаков вводит в роман библейские сюжеты. Очень интересна композиция произведения. Сочетание современности и древних несет какой-то особый смысл. Безусловно, писатель желал показать нам определенную связь между ними. Прежде всего в написанном прослеживается тема выбора и личной ответственности. […]...
- В каких лирических произведениях Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными? В каких лирических произведениях М. Ю. Лермонтова отношения человека и мира являются дисгармоничными? Прежде чем приступить к формированию концепции сочинения, вспомните, что оппозиция “человек и мир” является главной в лирике М. Ю. Лермонтова, а одиночество – постоянным признаком лирического героя. Проанализируйте стихотворение “Как часто, пестрою толпою окружен…”. Покажите, что отношения поэта с миром выявляются в […]...
- Кто из русских литераторов разделял стремление Фета “испить полноту мгновения” и в чем сходство их эстетических позиций? Кто из русских литераторов разделял стремление А.А. Фета “испить полноту мгновения” и в чем сходство их эстетических позиций? Для того чтобы успешно построить связное высказывание на заданную тему, используйте понятийный аппарат литературоведения. Вспомните бытующее в науке мнение о том, что А.А. Фет является одним из первых импрессионистов в русской поэзии. Охарактеризуйте своеобразие импрессионистического видения мира […]...
- Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет – совсем другой. Его […]...
- Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Жюльена Сореля (по роману Стендаля “Красное и черное”) (1) Создавая свой роман “Красное и черное”, Стендаль ставил перед собой задачу отобразить все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции, проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для развития действия романа становится сама Франция. Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей, провинциального дворянства в образах де Реналей; […]...
- Мотив смерти-бессмертия в стихотворении “Идут белые снеги” Евтушенко Какое развитие получает в стихотворении “Идут белые снеги” Евтушенко мотив смерти-бессмертия? Размышляя над поставленным в задании вопросом, обратите внимание на то, что мотив смерти-бессмертия в стихотворении “Идут белые снеги” является сквозным и проследить его развитие возможно на нескольких уровнях текста. Рассмотрите композиционный и образно-поэтический уровни произведения. Убедитесь в том, что во всех трех композиционных частях […]...
- Изображение других персонажей сквозь призму восприятия Жюльена Сореля (по роману Стендаля “Красное и черное”) (2) В своем романе “Красное и черное” Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества. “Правда, горькая правда”, – говорит он в эпиграфе к первой части произведения. И этой горькой правды придерживается до последних страниц. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий. Именно этой цели подчинена и вся система […]...
- Соотношение героических и лирических мотивов в Слове о полку Игоревом (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игоревом” – старейшее художественное произведение древнерусской литературы, сохранившееся до наших дней. В этом произведении замысловато переплетены два совершенно различных начала – эпическое и лирическое. С одной стороны, слово имеет явно выраженные эпические мотивы, так как воспевает героизм и патриотизм. Неизвестный автор повествует о неудачном походе князя Игоря на половцев и разгроме русской […]...
- Основные мотивы и образы поэзии Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих […]...
- В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести шедевры интимной лирики Ф. И. Тютчева (“О, как убийственно мы любим…”), Н. А. Некрасова (“Я не люблю иронии твоей”). Тютчевский “поединок роковой”, некрасовское “кипение мятежной […]...
- Основные мотивы в поэзии А. А. Фета Поэзия А. А. Фета недолго имела успех у современников в 1840-е гг., а в 1870-1880-х гг. это был успех в узком кругу преданных почитателей, отнюдь не массовый. Но массам Фет был знаком, хотя они не всегда знали, что популярные романсы, которые они распевают (в том числе и цыганские), – на слова Фета. “О, долго буду […]...
- Анализ лирических мотивов в стихотворении Н. Гумилева “Жираф” Николай Гумилев сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму. Гумилева всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник “Романтические цветы” вошло стихотворение “Жираф” (1907), надолго ставшее “визитной […]...
- Какое развитие в поэзии Фета получает прием психологического параллелизма? Какое развитие в поэзии А.А. Фета получает прием психологического параллелизма? Размышляя над поставленным в задании вопросом, укажите, что “растительные метафоры” А. А. Фета позволяют осмыслить человеческое существование, лирические пейзажи становятся выражением души героя. Его дух питается животворной силой деревьев (“Учись у них – у дуба, у березы…”). В фетовской поэзии через образы природы передается правда […]...
- Основные мотивы в лирике Афанасия Фета Мотив – смысловой компонент художественного текста, который повторяется в границах некоторых произведений. В творчестве всяких писателей и поэтов иногда попадается несколько тем, взглядов или явлений, встречающихся в их творениях. Обычно, тематика мотивов играет роль синтеза творчества поэта и его любви. Подобная закономерность выделяется в стихотворениях А. А. Фета, на которые большущее воздействие оказали духовные волнения […]...
- Русская литературе: 1842-й год сквозь призму 1830-го Вспомнить в 1842 году о 1830-м раньше других должен был именно Михаил Дмитриев. В отличие от Погодина и Шевырева, он в общем оставался чужд уваровской концепции надклассовой “народности”. Дмитриев, считавший себя потомком Владимира Мономаха в 21 колене и Рюрика – в 28, кичился своим старинным дворянством и лелеял в душе аристократические амбиции”. Неудивительно, что в […]...
- Изображение эпохи сквозь призму тургеневского восприятия Социальный конфликт эпохи показал в трагическом освещении, в интерпретации романа автор не отступает от понимания существа трагической коллизии как противоборства двух социально исторических сил, одновременно являющихся и победившими и побежденными. Такая трактовка у Тургенева далеко не случайна. Связанная с эстетическими взглядами Шеллинга и Гегеля на сущность античной трагедии, она в какой-то мере выражает утопические мечты […]...
- Анализ лирических мотивов в произведении Лермонтова “Герой нашего времени” М. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта как М. Ю. Лермонтов, […]...
- Основные мотивы в лирике А. А. Фета Что такое мотив? Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, […]...
- Роль лирических отступлений в поэме”Мертвые души” К концу же поэмы лирическая стихия почти полностью захватывает произведение. Заключительная глава изобилует авторскими рассуждениями. Здесь-то и дается ключ к пониманию идейно-композиционных особенностей “Мертвых душ”. Лирическое отступление о человеческих страстях наводит на мысль о том, что Гоголь отождествляет каждую главу о помещике с какой-нибудь преодоленной страстью. Например, в главе о Манилове побеждается уныние, о Коробочке […]...
- Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души “Смех сквозь слезы” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” I. “Мертвые души” – это “история болезни, написанная мастерской рукой” (А. И. Герцен). II. “Мертвые души” – гениальная сатира на чиновно-крепостническую Россию. 1. Изобразить “все дурное, что ни есть в России…”. 2. Кто они – эти владельцы народной души? 3. Воплощение духовной нищеты, нравственного убожества, […]...
- Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Русская литература 2-й половины XIX века Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Читая книги со стихотворениями А. А. Фета или Ф. И. Тютчева, мы с трудом можем судить о времени написания произведения, потому что в них нет связи со временем, нет отношения к изменениям во внешнем мире. Хотя оба поэта […]...
- Разделяете ли вы убеждение Неустроева о том, что “Очарованный странник” Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение? Разделяете ли вы убеждение Д. В. Неустроева о том, что “Очарованный странник” Н. С. Лескова представляет собой полижанровое литературное произведение? Формируя развернутое суждение, вспомните бытующее в литературоведении мнение, согласно которому жанр “Очарованного странника” не имеет точного определения и может быть представлен различными терминами (“повесть”, “хроника”, поэма”, “роман”, “новелла” и др.). Исследуйте жанровую природу “Очарованного странника” […]...
- ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Лирика Фета по тематике не очень разно- образна. Это в основном темы любви, приро- ды, личностные переживания – темы, кото- рые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его по- эзию от поэзии других. У Тютчева, напри- мер, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех […]...
- Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета В лучшие свои минуты (он) выхо – Дит из пределов, указанных поэзии, И смело делает шаг в нашу область. ПИ. Чайковский об А. А. Фете О Фете спорят по сей день. Оценка его стихов удивительно противоречива. Одни восторженно называют его “соглядатаем природы”. Другие снисходительно причисляют к поэтам, проповедующим “чистое искусство”, потому что его поэзия не […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А. А. Фета “Шепот, робкое дыханье” Стихотворение А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” появилось в печати в 1850 году. В дальнейшем оно появлялось в сборниках и собраниях сочинений Фета. Стихотворение обросло таким множеством толкований, что необходимы усилия для того, чтобы отойти от них, преодолеть старое восприятие и прочитать его заново. Так или иначе, оно стало классическим и, по многим причинам, центральным в […]...
- ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А. А. ФЕТА Основа поэтической философии – идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. “Зоркость по отношению к красоте” окружающего мира (А. Фет), “умение ловить неуловимое” (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Теоретические понятия, которые должны быть раскрыты: ассоциативный ряд, звуковой ряд, психологизм […]...
- “Она смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории” Первые стихи Ахматовой – это любовная лирика. В них любовь не всегда светлая, зачастую она несет горе. Чаще стихотворения Ахматовой – это психологические драмы с острыми сюжетами, основанными на трагических переживаниях. Лирическая героиня ранней Ахматовой отвергнута, разлюблена, но переживает это достойно, с гордым смирением, не унижая ни себя, ни возлюбленного. В пушистой муфте руки холодели. […]...
- “Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории” (И. Бродский) Мир человеческой души наиболее полно раскрывается в лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность творчества Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам назвать ее русской Сафо. Ахматова могла с полным правом сказать о своих стихах: “Я научила женщин говорить”. Поэзия Анны Ахматовой воспринимается как своеобразный лирический дневник, однако изображение […]...
- Анализ стихотверения Фета А. А. “Чудная картина” Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких И блестящий снег И саней далеких Одинокий бег. Стихотворение “Чудная картина”, созданное в 1842 году, – одно из самых завораживающих поэтических полотен А. Фета. В стихотворении звучат два мотива: мотив очарованности ночным зимним пейзажем и мотив подчеркнутого на фоне холодного лика природы […]...
- В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? В каких произведениях русской литературы XIX века звучат мотивы дорожной лирики и в чем они сопоставимы с некрасовскими? Отвечая на поставленный в задании вопрос, вспомните, что мотив дороги является одним из традиционных мотивов русской лирики. Покажите, что актуальность его долгое время поддерживалась целым рядом российских реалий (необычайной протяженностью отечественных дорог, неустроенностью дорожного быта, готовностью русского […]...
- Теория мотивов и ее вариации Теория мотивов и ее вариации Термин Мотив впервые появился в ХVIII веке как термин музыкальный, однако быстро прижился в литературоведческом лексиконе, и теоретики немецкого романтизма (начало ХIХ века) уже активно им пользовались. Однако подлинно научное значение он приобрел после фундаментальных исследований выдающегося русского филолога А. Н. Веселовского (1838 – 1906). Обладая широчайшей эрудицией и великолепно […]...
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало […]...
- Гоголевский “смех сквозь слезы” в поэме “Мертвые души” Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...
- Роль лирических отступлений и тема дороги по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Произведение Н. В. Гоголя “Мертвые души” завершается лирическим отступлением “Русь и дорога”. Неспроста автор отводит ему заключительную роль. В чем же причина? На самом деле, тема дороги очень важна: во-первых, Россия – страна, протянувшаяся на тысячи километров, чьи города и села соединены между собой огромным количеством путей и троп: во-вторых, сама дорога – это символ […]...
- Гоголевский “смех сквозь слезы”; в поэме “Мертвые души”; Мертвые души Гоголь Н. В Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже в “Сорочинской ярмарке”, одном из самых светлых и веселых произведений Гоголя, финал неоднозначен? Празднество по случаю свадьбы молодых героев завершается пляской старух. Мы улавливаем некоторый диссонанс. Эту удивительную, чисто гоголевскую особенность грустно улыбаться первым заметил […]...