Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна



Поэзии барокко присущие трагическая напряженность и трагическое мировосприятие. Расположения духа пессимизма, скепсиса, разочарования усиливаются от осознания того, что человек – песчинка во Вселенной, жизнь мимолетная, и в нем властвует фатум. Наиболее распространенные темы поэзии – “Помни о смерти!”, “Суета”.

У художников барокко был целый набор любимых метафор: здешнее “жизнь есть сон” (настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти); реальный мир – “юдоль страданий” (их треба стойко терпеть в ожидании смерти, соединяясь душой с Бог); жизнь человека – роза, которая быстро губит лепестки, тем не менее сохраняет колючки и сухой стебель; мир – “лабиринт”, мир – “рынок, ярмарка”; человек – огарок. А отсюда и аллегорические персонажи – Смерть, Судьба, Вера и др. Впрочем, как утверждают литературоведы, поэзия бароко основывается на идиллическом мировосприятии.

Даже пасмурные события представленные в украшенном виде, который разрешает говорить о трагическом оптимизме барочной поэзии.

Джон Донн – признанный

лидер “метафизической школы” в английской поэзии первой половины 17 ст., доктор богословия, автор свыше 160 проповедей, которые обеспечили ему славу известного мастера; английской прозы. Одна из цитат проповеди: Донна дает, как известно, название романа Хемингуэя “По ком звонит колокол?” Как поэт-метафизик, воплотил типичное для этого стиля ощущение и дисгармонии мира. Поэзии Донна присущие свежая метафоричность, оригинальный параллелизм, пылкая чувственность с трагическими мотивами.

Слова, образа, интонации Донна, вошли в историю поэзии XX столетие, оказало влияние на многих поэтов – от Томаса Елиота до Иосифа Бродского.

Поэзия Донна это ощущение единства со всем сущим – космоса, земли, человеческого сердца. Неограниченная универсальность, космические масштабы воплотились в использовании любимых образов Солнца, Зари – естественных явлений, которые находятся в вечном движении. У Донна стихи проникнуты минорной тональностью: с мимолетной жизнью обреченного человека должно погибнуть все, что живое, и тема беззащитности и одинокости человека перед свитом – юдолью слез и страданий.

Например, мир возникает в виде запутанного темного лабиринта, за каждым поворотом которого притаились беда и страдания. Человеческая жизнь подобна лепесткам розы, которые быстро облетают. В его поэзии один страшный образ наталкивается на другого: Скорбь, Одинокость, Обман, Смерть.

Поэзия Донна описание подвижных реальностей: течение звезды, туч, солнца.

Донна Смерть – это сокровище человека; Скажу я: смерть – все достояние мой, что лишь возрастает при пользовании…

Поэзиям Донна присуще начало лирики. Внутренний разлад героя – главный мотив его произведений. Поэта привлекают сложные чувства противоречий, борьба эмоций, напряженность, а потому антитеза – главный композиционный прием.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Художественные особенности барочной поэзии Джона Донна