ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КО ВСЕЙ ТЕМЕ. Какими предстают в стихотворениях, навеянных былинами, прошлое и современная поэтам действительность?
Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь различны?
Что объединяет эти стихотворения?
Три поэта, представленные в этом разделе стихотворениями, посвященными былинным богатырям, относятся к своим героям с чувством глубокой симпатии, и в то же время каждого автора волнуют какие-то особые стороны облика и поступков богатырей. Для Бунина особенно важна трагическая мощь богатырей, их непростая судьба,
Какими предстают в стихотворениях, навеянных былинами, прошлое и современная поэтам действительность?
В стихотворениях Бунина поэт с уважением и любовью смотрит в прошлое, ценя и стремясь понять его. Это взгляд наблюдателя, который не смеет хотя бы как-то изменить этот мир и готов принять его таким, какой он есть: с его трагедией и величием. У Бальмонта мы видим лишь поэтическую стихию мира богатырей, которая влияет
В стихотворении Винокурова – умелое и доброжелательное приспособление мира древних сказок, былин и преданий к духовному миру не богатыря, а совсем простого и добродушного человека.
Мир былинных богатырей, оказывается, богат и многообразен, и каждый автор смотрит на него своим взглядом, предъявляет свои требования, дает свою оценку. Это похоже на наше проникновение в мир былин: мы тоже, каждый по-своему, выбираем, оцениваем далекие былинные сказания.
Какое из стихотворений произвело на вас наиболее яркое впечатление? Почему? Выучите это произведение наизусть.
Выбор стихотворения может быть различным. Так, “Святогор” И. Бунина выбирают потому, что это стихотворение невелико по объему, и потому, что производит сильное трагическое впечатление. Иногда ученикам интересно сопоставить одни и те же события в стихотворениях “На распутье” И. Бунина и “Богатырь” Е. Винокурова.
Трагический и шуточный варианты решения проблемы при сравнении дают возможность оценить диапазон охвата событий и ситуаций в цикле богатырских былин, связанных с ними произведений.
- Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№1) Каковы основные темы стихов о Великой Отечественной войне? В стихах о войне 1941 – 1945 годов можно выделить следующие темы: тема патриотизма и героизма народа (Ахматова “Мужество”, “Клятва”); бессмертие подвига солдата ; тема памяти и верности (Б. Окуджава “До свидания, Мальчики…”). Как в стихотворениях поэтов раскрывается тема героизма и патриотизма людей в Великой Отечественной войне? […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину Какие жанры лирики Пушкина вам известны? Пушкин блестяще владел всеми жанрами лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпиграммы и просто стихотворения, глубочайшие по смыслу и совершенные по художественному исполнению. Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров? Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут сочетаться признаки двух […]...
- Вопросы с ответами к теме “Героические песни народов мира” Робин Гуд – герой английских баллад. У Робин Гуда был исторический прототип. Это один из “лесных братьев” в Англии на изломе ХІІ-ХІII столетий, которые в воображении народа превратились на защитников простого народа, который страдал от норманнских завоевателей. Герой Робин Гуд, которого создало народное воображение, должен был стать идеалом и опорой для тех, кто ведет борьбу […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика А. С. Пушкина” Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Сонеты Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме? Среди приведенных выше сонетов нет ни “безголовых”, ни “хвостатых” (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно: abab abab ccd ede (“Сонет” А. Пушкина); abab […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы “Литература русского зарубежья”. Обратите особое внимание на смысл понятия “миссия русской эмиграции”, на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. “Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР”, – писал в 70-е годы […]...
- Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Творчество Лермонтова повлияло на последующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским монологом. Обычно отмечают влияние Лермонтова на произведения Некрасова. Попробуйте вспомнить уже знакомые вам произведения Некрасова, в которых есть такое сходство. Вам знакомы “Соловей”, “Школьник”, “Крестьянские дети” Н. А. Некрасова. Сравните элегии […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VI Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”. Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”, было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что “принять надлежащие меры” в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: “Однако делать нечего, […]...
- Вопросы и задания по поэзии XVIII века Тема “Русская поэзия XVIII века” традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встает вопрос, как сделать так, чтобы произведения далекого от школьников […]...
- Вопросы и задания по творчеству Гумилева Фрагменты из учебной хрестоматии 1. А. А. Ахматова писала о своем образе в гумилевских стихах: “Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюбленной в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мертвой, но всегда чужой”. Соотнесите эти слова А. А. Ахматовой со стихотворениями […]...
- Любовь к родной природе в стихотворениях Т. Г. Шевченко Стихи Шевченко – непревзойденный образ пейзажной лирики. Поэзия Т. Г. Шевченко очень эмоциональная, откровенная. Писатель с нескрываемой любовью относится к родному краю. Невозможно не восхищаться пейзажами в стихотворениях, так как лучше, чем Шевченко природу в украинской литературе не изображал никто. Картины Окружающего мира, природы в стихотворениях Т. Г. Шевченко. Волшебны пейзажи стихотворений “За солнцем тучечка […]...
- Вопросы и ответы с ответами к теме “Поэзия XIX века” Что такое “Сокращенная вселенная”? “Сокращенной вселенной” назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова – послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Бунину ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Прочитайте рассказ И.С. Тургенева “Бежин луг” и “Ночной разговор” И.А. Бунина”. Сравните изображение крестьян в этих произведениях. Обратите внимание на характер и роль пейзажа, особенности портрета, композиции, функции рассказчика. Объясните причину обращения к жанровой форме очерка. Сделайте вывод о том новом, что внес И.А. Бунин в художественное изображение русского характера. Проанализируйте […]...
- Вопросы и задания сатиры Салтыкова-Щедрина Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой ” Дикий помещик“? Каков ее смысл? Какие художественные приемы […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II Внимательно прочитайте описание пейзажа от слов: “Я приближался к месту моего назначения…” до слов “Я проснулся. Лошади стояли…”. Подготовьте выразительное чтение описания бурана. Выразительное чтение описания бурана вы уже готовили, когда читали очерк С. Т. Аксакова “Буран”. Описание бурана в “Капитанской дочке” во многом написано под впечатлением чтения этого очерка. Но стоит проследить за ходом […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VIII В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкапа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...
- Ряд стихотворений Лермонтова, навеянных воспоминанием о Кавказе В 1829 и 1830 гг. Лермонтов пишет ряд стихотворений, навеянных воспоминанием о Кавказе. В стихотворении “Черкешенка” (1829 г.) характерно выражение глубокой симпатии к горцам и их краю: …Степей глухих народ счастливый, И нравы тихой простоты! И мысль невольно улетает Бродить средь милых, дальних скал. В заключительной строфе – отзвук работы над замыслом о Демоне: Так […]...
- Анализ стихотворения Фета Поэтам Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение “Поэтам” было написано в 1890 году пятого июня. Недаром оно так называется, так как оно посвящается именно поэтам, которые являются его коллегами по работе. Само […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIII Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным в городке, куда они подъехали с Машей, была счастливой случайностью, Петр рассказал о своей судьбе, и они вместе решили, что Гриневу нужно остаться воевать в […]...
- Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Вариант 1. Художественное направление (в России – в конце XVIII и начале XIX в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы – А) классицизм б) сентиментализм В) романтизм г) реализм 2. Жанр, обеспечивший В. А. Жуковскому славу в […]...
- Задания по теме “Деловое совещание” Цель практических заданий – обсудить особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отработать навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. В заданиях по теме “Деловое совещание” используются следующие термины: Деловое совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Дискуссия – общение на основе доводов и аргументов с целью поиска правильного […]...
- Задания по теме “Телефонный разговор” Цель практических занятий – обсудить особенности телефонной коммуникации; отработать навыки использования этикетно-речевых формул общения по телефону. В заданиях по теме “Телефонный разговор” используются следующие термины: Телефонный разговор – контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников, при котором отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по […]...
- Эссе на тему Какими бы я хотел видеть уроки рисования в школе? Какими качествами должен обладать педагог? (*Общие критические статьи) На факультете изо я оказалась благодаря своей любви к рисованию. Меня всегда завораживал процесс, в конце которого из-под моей руки выходило нечто изящное. Но к зародившейся во мне когда-то в детстве любви к прекрасному большое отношение имеют школьные уроки рисования. Учительница всегда приносила нам творческие работы старших ребят, свои картины, знакомила с творчеством известных русских […]...
- Вопросы и ответы к теме “Фольклор” Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют […]...
- А. С. Пушкин. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Запишите в тетради все известные вам произведения А. С. Пушкина. Определите жанр каждого. Ответ одного из семиклассников. “Я полюбил произведения Пушкина еще в детстве. Сначала мне читали родители его сказки, а затем я перечитал их самостоятельно. Меня совершенно очаровали “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” и “Сказка о царе […]...
- Задания по теме “Технические средства информирования Цель практических занятий – дать общее представление о технических средствах, используемых для передачи информации, не требующей немедленного ответа реципиента, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; научиться оценивать функциональную и экономическую рациональность применения технических средств коммуникаций в конкретных ситуациях делового общения; при наличии в вузе технических средств коммуникаций – сформировать практические навыки […]...
- И. А. Бунин. Святогор и Илья. Как показана гибель богатыря? Что объединяет стихотворения “Святогор” и “Святогор и Илья”? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях “Святогор” и “Святогор и Илья” общий герой – Святогор и сходен его облик, показывающий необъятность его силы. Гибель богатыря объясняется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызвана вполне сказочными причинами: каждый удар, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Русские народные сказки и сказки народов мира” Какие лучшие человеческие качества прославляются в сказках? В сказках прославляются любовь к родине, мужество и отвага, доброта и трудолюбие, мастерство и творчество. Что общего можно увидеть в сказках разных народов? В сказках всех народов утверждаются идеалы добра и справедливости, добро побеждает зло. Как характеризует Ивана его решение уйти вместе с братьями биться с Чудом-Юдом? Какие […]...
- Задания по теме “Особенности общения с аудиторией радио и телевидения” Цель практических занятий – обсудить социально-психологические особенности радио – и телевизионной аудитории; определить, как формируется и какое влияние оказывает образ выступающего по радио и телевидению на массовую аудиторию. В заданиях по теме “Особенности общения с аудиторией радио и телевидения” используются следующие термины. Аудитория – совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации и которые воспринимают […]...
- Сочинение по теме “Лирика Бунина” однажды отозвался о творчестве Бунина Ивана Алексеевича следующим образом – “Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений”. И я полностью согласен с этим высказыванием, характеризующим произведения великого писателя и поэта. Стоит отметить, что в своем раннем творчестве много внимания уделял описанием природы, своей маленькой родины. Его поэзия была обогащена бурными красками. При этом […]...
- Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Алгоритм – это: А) правила выполнения определенных действий; Б) ориентированный граф, указывающий Порядок исполнения некоторого набора команд; В) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели; Г) набор команд для компьютера; Д) протокол вычислительной сети. Суть такого свойства алгоритма, как Результативность, заключается в […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- “Прошлое страстно глядит в грядущее”. Историческое прошлое России в цикле стихотворений “На поле Куликовском” А. А. Блока “Прошлое страстно глядит в грядущее”. Историческое прошлое России в цикле стихотворений “На поле Куликовском” А. А. Блока У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Тестовые задания по русскому языку по теме “Фонетика” в 5 классе Тестирование по теме “Фонетика” в 5 классе (Русский язык) 1.Ороэпия – это раздел науки о языке, изучаючий : А) звуки речи; Б) правила произношения звуков; В) согласные звуки, 2. В русском языке звуков: А) 5 гласных и 36 согласных; Б) 10 гласных и 36 согласных; В) 6 гласных и 36 согласных; 3. Безударное положение гласных […]...
- Вопросы и ответы к теме “Портреты” Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: “красная девица” или “добрый молодец”, и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: “тридцать витязей прекрасных”, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Пушкин-лицеист” Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный […]...
- Любовь в стихотворениях Маяковского В раннем творчестве Владимира Маяковского (еще до Великой Октябрьской Революции) одной из доминирующих тем, была тема любви. Поэт писал об этом великом и прекрасном чувстве в поэме “Облако в штанах”, сделал ее основной в произведении “Флейта-позвоночник”, затронул также в поэме “Человек”. Зачастую любовь в стихотворениях Маяковского – это безответное чувство, которые приносит его лирическому герою […]...
- Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова” Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […]...