Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам?
А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный Пушкин был удачлив.
И все же он часто скучал по свободе, которой, конечно, не могло быть в закрытом учебном заведении. Время лицеистов было четко организовано.
Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист».
Сочинение на эту тему может быть очень коротким. Вот одна из таких работ.
«Пушкин поступил в Лицей в 1811 году. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея. Годы, которые были проведены в Лицее, поэт часто называл самыми счастливыми в своей жизни. Лицеисты, окончив обучение, каждый год отмечали день 19 октября.
Пушкин посвящал этому событию стихи. Самое знаменитое из них называется «19 октября». В нем есть замечательные строки:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Это стихотворение не только гимн Лицею, это — гимн дружбе».
- Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Портреты» Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: «красная девица» или «добрый молодец», и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: «тридцать витязей прекрасных», ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: «Минули годы, годы, годы…»; «Пропало славы обветшалой воспоминанье ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Лирика А. С. Пушкина» Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли ... Читать далее...
- Ответы на вопросы — Пушкин Какова творческая история пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг…»? Стихотворение было создано 21 августа 1836 г. Оно явилось достойным продолжением темы памятника в мировой поэзии. Исследователи считают первоисточником произведение анонимного древнеегипетского автора «Похвала писцов» (около XIV в. до н. э.). Затем эта тема была развита и продолжена древнеримским поэтом Горацием в оде «К Мельпомене». Именно ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Реализм» Какие признаки реализма вы можете назвать? Среди черт реализма — правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Творчество А. С. Пушкина» Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: «Воспоминания в Царском Селе». Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным? Первое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на экзамене. «Я прочел мои «Воспоминания ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «История капитана Грэя» В какой семье родился Грэй? Чем Грэй отличался от своих родителей? Он «родился с живой душой», умеющей чувствовать чужую боль, склонной к мечтаниям и приключениям. Что повлияло на выбор Грэем жизненного пути? «Он родился капитаном, хотел быть капитаном, и стал им». На выбор мальчика оказали влияние книги о путешествиях и особенно картина в библиотеке отца, ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме Новаторский театр Б. Брехта Многогранность творческой деятельности Б. Брехта. Бертольд Брехт (1898-1956) — немецкий поэт, драматург, прозаик, критик, режиссер, выдающийся теоретик театра, чье творчество отмечалось активным поиском новых художественных форм. Свои взгляды на театральное искусство Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» (1930), «Современный театр — театр эпический» (1931), «Театр развлечений или театр поучения?» (1935), «Об экспериментальном театре» (1939), ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Поэты-эмигранты XX века» 1. Назовите писателей старшего поколения — эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Устное народное творчество» Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические. Что характерно для исторических песен? Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Фольклор» Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Известные цитаты» Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Герои произведений» Проверьте свою память и назовите произведения, в которых вы встречали имена героев: Святогор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна. Святогор встречался в былинах; Герасим и Татьяна — в повести И. С. Тургенева «Муму»; Людмила и Руслан — в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; Мизгирь — в «Снегурочке» А. Н. Островского. Знакомство ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Задонщина» — выдающийся памятник литературы XIV века» Кто является автором произведения и какие источники им использованы? «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая»), называемое «Задонщиной», было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и «Слово о полку Игореве». О чем ... Читать далее...
- Вопросы и ответы с ответами к теме «Поэзия XIX века» Что такое «Сокращенная вселенная»? «Сокращенной вселенной» назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова — послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Романтизм» Каких писателей и какие произведения романтического направления вы могли бы назвать? Ответ на этот вопрос уже дан выше, в разделе «О русской литературе». Можно дополнить, назвав еще баллады В. А. Жуковского «Светлана», «Людмила», «Замок Смальгольм», его элегии и другие стихотворения, Роман Ф. Стендаля «Пармская обитель», поэму Дж. Байрона «Путешествие Чайльд Гарольда», романы Ж. Санд «Индиана» ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Древнерусская литература» Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений? Чтение художественного произведения — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными. Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Фантастические рассказы Рея Брэдбери» Где происходит действие рассказа Брэдбери «Все лето в один день» и чем эта планета отличалась от других? Действие рассказа происходит на планете Венера. Здесь непрестанно идут дожди, и только один раз в семь лет на несколько часов появляется солнце. Дети, которым было девять лет, не знают, что такое солнце, потому что не помнят его. Чем ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№1) В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горячих точек». Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эстетических позиций писателей. ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№4) 1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопубликованная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или устно. Она играла особую роль в условиях цензуры, когда многое невозможно было передать через печатное слово. Это была своеобразная отдушина, допускавшая значительную свободу слова. Авторская песня выступала в разных ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Басни И. А. Крылова» Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова — это «ларчик с секретом». В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№6) 1. Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы — реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. 2. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. 3. Какие слова и образы были ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№5) 1. Какие особенности позволяют говорить о «театре Вампилова»? В литературе укрепилось понятие «театр Вампилова». Это значит, что драматург создал свой уникальный художественный мир, свою эстетическую систему. Все вампиловские пьесы полифоничны, допускают разные толкования при том, что авторский идеал выражен достаточно отчетливо. Быт вмещает экзистенциальные проблемы бытия и раздвигается до философского понимания человеческой жизни, до проблем ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№3) 1. Какова концепция человека и природы в романе Ч. Айтматова «Плаха»? Ч. Айтматов считает человека частью природы. Человек должен жить в гармонии с природой, не нарушая ее извечного круговорота. Всякое насильственное вторжение в природу ведет к самоуничтожению человека, к катастрофе. Природа мстит человеку, не разбирая, кто прав, кто виноват. Так произошло с сыном Бостона. Базарбай ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Мифы Древней Греции» Что такое миф? Мифы — это античные, библейские и другие предания, сказания о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев. Какова основная тематика древнейших мифов? Это Мифы о животных, о превращении людей в животных и растения. Широко известны мифы древних греков о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№2) 1. Что нового внесла в художественную литературу «лейтенантская проза»? «Лейтенантская проза» показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом — трусость и шкурничество, предательство и малодушие. «Лейтенантская проза» углубила психологизм и драматизм ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Из средневековой поэзии Востока» Что вам известно об истории возникновения классической поэзии Ближнего Востока? История возникновения классической поэзии Ближнего Востока начинается в VII веке, в период вторжения войск Арабского халифата в Иран и Среднюю Азию. Несмотря на насаждение ислама, иракская литература продолжала развиваться на арабском языке. В X веке на территории Восточного Ирана образовалось государство Саманидов и сформировался таджикский ... Читать далее...
- Вопросы и ответы по теме «Лирика А. С. Пушкина» и М. Гоголя «Мертвые души» Что такое «лирика»? Слово «лирика» происходит от греческого слова «лира», которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом этим словом начали обозначать один из видов литературных произведений: лирика, эпос, драма. Лирические произведения изображают внутренний мир человека, ее чувство, мысли, переживание. Лирике присущий повышенная эмоциональность, особая взволнованность языка, внутренняя гармония. Какие основные темы лирики ... Читать далее...
- Вопросы и ответы по теме «Литература романтизма и просвещения» Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается к пропаганде философских идей как средство перевоспитания человечества. Основная идея Просвещения — идея «естественного человека», которая от рождения имеет права и свободы. Критерий красоты у Просвещения — умное и полезное. Романтизм отбрасывает современность, родившуюся Французской ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Мифы народов мира» Кто такой в славянской мифологии Ярила? Ярила, Ярило в славянской мифологии — божество весеннего плодородия. «Разукрасилась Земля злаками от жарких поцелуев Ярилы», — говорится в мифе. Какой волшебной силой обладал Ярила? Как преобразилась Мать-Сыра-Земля под ласковым взглядом юного, вечно радостного Яра? Как связаны рождение и смерть человека с Ярилой согласно мифу? Имена еще каких богов ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Поэты о Великой Отечественной войне» (№2) Почему песня «Священная война» стала эмблемой патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны? В песне «Священная война» В. Лебедева-Кумача выразилась вся сила ненависти к фашизму и любви к Родине. В песне звучал и призыв «Вставай, страна огромная!», и клятва «Дадим отпор душителям», и определение войны как народной и священной. Слова отражали всю гамму чувств, ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Поэты о Великой Отечественной войне» (№1) Каковы основные темы стихов о Великой Отечественной войне? В стихах о войне 1941 — 1945 годов можно выделить следующие темы: тема патриотизма и героизма народа (Ахматова «Мужество», «Клятва»); бессмертие подвига солдата ; тема памяти и верности (Б. Окуджава «До свидания, Мальчики…»). Как в стихотворениях поэтов раскрывается тема героизма и патриотизма людей в Великой Отечественной войне? ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Боевое товарищество Запорожской Сечи» Почему Запорожская Сечь стала организацией украинского казачества? Когда и где основана Запорожская Сечь? Запорожская Сечь возникла в конце XVI века на островах за днепровскими порогами. Она была центром запорожского украинского казачества. Здесь были опытные воины, патриоты. Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые походили на отдельные республики. Чем была Запорожская Сечь для тех, кто ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Русские народные сказки и сказки народов мира» Какие лучшие человеческие качества прославляются в сказках? В сказках прославляются любовь к родине, мужество и отвага, доброта и трудолюбие, мастерство и творчество. Что общего можно увидеть в сказках разных народов? В сказках всех народов утверждаются идеалы добра и справедливости, добро побеждает зло. Как характеризует Ивана его решение уйти вместе с братьями биться с Чудом-Юдом? Какие ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N» Найдите ошибки в работах Наденьки по русскому языку и исправьте их. Наденька допустила много ошибок. Она неверно использовала заглавные буквы, а также ошибалась в приставках (вместо «с» написала «з»). Но еще больше ошибок в содержании всех пяти примеров. Как могла Россия воевать с «Заграницей»? Какими в этих заданиях представляются и ее папенька, и подруга Дуня ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина 1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи. Вольнолюбивая лирика — «К Лицинию», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «К Чаадаеву»; Значение поэта и поэзии — «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Памятник»; Любовная — «Мадона», «Что в имени тебе моем», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»; Дружба — ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «19 октября» Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к XII главе повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовьте рассказ о спасении Маши Мироновой из плена. Петр Гринев приехал с Пугачевым в Белогорскую крепость, и они сразу же подъехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша находится в этом же доме. Несмотря на попытки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находится ... Читать далее...
Вопросы и ответы к теме «Пушкин-лицеист»