Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву”
Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”?
Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную.
Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!”
Заключительное пятистишие содержит мысль о том, что России не нужно “самовластье”:
Поясните значение строки “Пока свободою горим…”
В русском языке существует выражение “душа горит”, так мы говорим, когда очень желаем чего-то, чувствуем неодолимое стремление.
Второе четверостишие стихотворения начинается со строки: “…Но в нас горит еще желанье…” Выражение горит желанье говорит о том, что страстное желание гражданина может быть не менее сильным и глубоким, чем страсть
Второй раз в стихотворении Пушкин употребляет глагол гореть в строке: “Пока свободою горим…” Желание свободы для себя сливается с желанием свободы для Отечества; одно не мыслится без другого. Порыв к свободе – прекрасный порыв души человеческой, и самое лучшее, что может сделать человек, – это посвятить свое горение Отчизне.
Какое сравнение использует А. С. Пушкин в стихотворении?
Пушкин в стихотворении употребляет неожиданное сравнение: гражданские чувства он уподобляет чувству любовному, тем самым придавая гражданскому порыву глубоко личный оттенок:
Мы ждем с томленьем упованьяМинуты вольности святой, Как ждет любовник молодойМинуты верного свиданья.
Во времена Пушкина слово “любовник” имело значение “влюбленный”, подразумевая сильные и чистые чувства. В первых строках мы видим слова, характерные для любовных посланий и элегий: “томленье”, “упованье”. Пушкин сближает гражданское и личное не только на уровне мысли, но и на уровне лексики.
Какова мысль концовка стихотворения?
Стихотворение состоит из четырех четверостиший и одного – заключительного – пятистишия, которое, как кода в музыкальном произведении, мощно завершает стихотворение. Схема рифмовки его такова: АБАБА, причем заканчивается текст мужской рифмой, которая звучит, как мажорное утверждение.
Мысль концовки состоит в осознании необходимости и неизбежности исторических преобразований и в огромной роли людей – друзей Пушкина, которые стремятся к этому.
- Основная мысль анализ стихотворения “К Чаадаеву” Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим \ Души прекрасные порывы!” Заключительное пятистишие содержит мысль о […]...
- Сочинение по стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Прочитав стихотворение “К Чаадаеву” я воспринял это как послание Александра Сергеевича Пушкина к потомкам. Великий Русский поэт призывает посвятить себя отчизне: “Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы”. Поэт призывает нас освободиться от “власти роковой” когда придет время к действию. Пушкин призывает и заклинает нас верить в “звезду пленительного счастья”, то есть в свободу, хорошие […]...
- Анализ средств художественной выразительности по стихотворению “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.) План: 1. средство выразительности 2. где находится 3. пояснение 1) Оксюморон – “тихой славы” – слава по своему определению является громкой и шумной, и поэтому “тихая слава” сочетает в себе несочетаемое. 2) Сравнение – “как сон, как утренний туман” – данное сравнение является более чем точным: сон и туман проходят, не оставляя и следа, также […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре” Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? “Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Cтихотворений “К Чаадаеву”(1818) и “Чаадаеву”(1821). (Пушкин) (Сравнительный анализ) Данное сравнение лучше выполнять в диаграмме “Вена” или кругах “Эйлера”. “К Чаадаеву” (1818 г.) 1)В большей степени раскрывается тема борьбы за свободу, “святую вольность”. 2)Стихотворение состоит из 21 стиха. Все стихи точно и ясно выражают основную мысль стихотворения. 3)Художественные средства языка: эпитеты (“тихой славы”,” вольности святой”,” власти роковой”), метафоры (“горит желанье”,” свободою горим”), сравнения (“как […]...
- Призыв к свободе и равенству в стихотворении “К Чаадаеву” В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнет “власти роковой” заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать “призванье отчизны” и нетерпеливо ожидать “минуты вольности святой”. Поэт призывает своего друга отчизне посвятить “души прекрасные порывы…”, бороться за […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи ПушкинА, мы не только попа- даем под обаяние его изумительного поэтичес- кого дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихо- творения, посвященные дружбе, занимают осо- бое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у ПушкинА в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся ду- хом братства […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “К Чаадаеву” (Пушкин А. С.) 1. Тема произведения: свобода 2. Круг основных проблем, затронутых автором: Служение отчизне; свобода как необходимая составляющая человеческого счастья; надежда и вера в светлое будущее страны; самодержавие и борьба с ним. 3. Самодержавие – монархическая форма правления в России, при которой носитель верховной власти обладал наивысшими правами. Фактически при такой власти народ не имел никакого права, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Написанное в 1818 году стихотворение “К Чаадаеву” является, пожалуй, самым ли- рическим выражением политической идеи. В нем поэт обращается к своему другу Пет- ру Яковлевичу Чаадаеву, гусару гвардейско- го Семеновского полка, высокообразованному человеку, которого Пушкин почитал за неза- висимое поведение, остроту ума и свежесть суждений, за вольнолюбивый образ мыслей. Чаадаев мечтал о славе и верил, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино” 1. Когда было написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено? Стихотворение “Бородино” было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В чем особенность данного стихотворения? Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года – народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой” В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной […]...
- Анализ стихотворения “К Чаадаеву” Пушкина “К Чаадаеву” (1818). Пушкинское послание адресовано старшему другу, сыгравшему большую роль в судьбе поэта, и призвано вывести его из состояния душевной депрессии. Вот как пишет об этом стихотворении известный литературовед Н. Н. Скатов: “Так пишет юноша, впервые ощутивший свою взрослость, хотящий быть взрослым и приобщающий себя к миру занятых настоящим и единственно достойным делом взрослых […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение “Во глубине сибирских руд…”? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Песенка об Арбате” Как можно понять слова автора, что Арбат – его “призвание”, “религия”, “отечество”? Вслед за словом “призвание” мы читаем: “Ты – и радость моя, и моя беда”. Арбат – малая родина поэта, как и многих коренных жителей столицы. Призвание, религия, отечество – применительно к улице твоего детства и юности можно понять как судьбу, посланную свыше, так […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Анализ стихотворения “К Чаадаеву” Пушкина А. С История создания. Стихотворение написано в 1818 году – в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала – он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в […]...
- Стихотворение Пушкина “К Чаадаеву” В лирике Пушкина есть стихотворения, которые трудно однозначно определить по их тематике. Таким является и стихотворение “К Чаадаеву”, написанное в 1818 году. В нем впервые в лирике Пушкина появляется столь характерное для его последующего творчества соединение гражданской тематики с любовной и дружеской. В соответствии с этим происходит и трансформация жанра: дружеское послание, обращенное к определенному […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь” Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина 1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи. Вольнолюбивая лирика – “К Лицинию”, “В Сибирь”, “Арион”, “Анчар”, “К Чаадаеву”; Значение поэта и поэзии – “Пророк”, “Поэт”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Памятник”; Любовная – “Мадона”, “Что в имени тебе моем”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”; Дружба – […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Письмо к маме” Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к “вождю народов”? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми “врагами […]...
- Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству. А теперь […]...
- Краткий анализ стихотворения “К Чаадаеву” Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении “К Чаадаеву”. Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации. В начале послания Пушкин говорит о […]...
- Вольнолюбивая лирика Пушкина (о стихотворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”) Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творчества. Он выступает и как лирик, и как драматург, и как прозаик. Лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России. Его вольнолюбивая лирика послелицейских лет тесно связана […]...
- Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Полтава” Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено? Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: “Ура!”, безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика А. С. Пушкина” Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли […]...
- Вопросы и ответы к теме “Творчество А. С. Пушкина” Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: “Воспоминания в Царском Селе”. Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным? Первое стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на экзамене. “Я прочел мои “Воспоминания […]...
- Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […]...
- Анализ Стихотворения “К Чаадаеву” Стихотворение “К Чаадаеву”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. Оно посвящено близкому другу А.С. Пушкина, офицеру лейб-гвардии гусарского полка П. Я. Чаадаеву, имевшему большое влияние на поэта. Стихотворение получило широкое распространение в списках. В искаженном виде, без ведома самого автора, было напечатано в альманахе “Северная звезда” в 1829 году. Стихотворение […]...
- Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Цыганы” Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров – мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обремененной сложными условиями выживания. Цивилизация дает человеку определенную стабильность и внешнее многообразие жизни, […]...
- “К Чаадаеву” анализ стихотворения Пушкина В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, […]...
- Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […]...