Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой”
Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку.
Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов.
Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего заметно при чтении этих строк.
Опишите образ “природы суровой”, созданной в стихах.
Автор “воспитан природой
Оно – в простоте, в обычности. Читаем:
Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меняПервых листьев его появленьеНа рассвете весеннего дня.
Названы только подорожник и ромашка, и именно они для автора “очарованные травы”.
Какие тропы, образные выражения использует поэт для описания природы?
В мире обычных, простых растений совсем не прост мир приемов, которые использует автор. Олицетворения диктуют выбор эпитетов:
Одуванчика шарик пуховый – это уже какой-то предмет. Эпитет пуховый только помогает лучше представить это объемное существо. Так же точно предстает перед нами подорожника твердый клинок.
Перед читателем система образов, которая живет лишь в стихах Н. А. Заболоцкого, в его “государстве ромашек”.
Как вы понимаете последние две строки стихотворения? Ответьте на этот вопрос письменно. Все лежал бы и думал я думуБеспредельных полей и дубрав.
Общение с полями и дубравами требует от нас не только восхищения. Понять природу, в нее вжиться не так-то легко. Ведь “душа беспредельных полей и дубрав” хранит память многих поколений, через природу мы общаемся с прошлым.
Выучите наизусть понравившееся вам стихотворение о родной природе.
Выбор стихотворения непрост. Всем ясно, что нужно будет объяснить, почему именно избрано это стихотворение. И конечно, нельзя будет сказать, что выбрано самое короткое, потому что его легче запомнить.
Нужно будет и для быстроты и осмысленности заучивания внимательно вчитаться в его строки и уметь объяснить возникшие при чтении мысли.
Related posts:
- Мир поэзии И. А. Заболоцкого (по стихотворению “Я воспитан природой суровой”) Стихи – это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия – это яркая палитра человеческих чувств, […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Я воспитан природой суровой…” “Я воспитан природой суровой…” Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня. В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино” 1. Когда было написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено? Стихотворение “Бородино” было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В чем особенность данного стихотворения? Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года – народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре” Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? “Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой” В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Песенка об Арбате” Как можно понять слова автора, что Арбат – его “призвание”, “религия”, “отечество”? Вслед за словом “призвание” мы читаем: “Ты – и радость моя, и моя беда”. Арбат – малая родина поэта, как и многих коренных жителей столицы. Призвание, религия, отечество – применительно к улице твоего детства и юности можно понять как судьбу, посланную свыше, так […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь” Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Письмо к маме” Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к “вождю народов”? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми “врагами […]...
- Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого “Журавли” Данный урок дается в 6-м классе (урок программный). В последнее время в Обыкновенных школах в классе Дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка, средняя, ниже средней. Конечно, давать урок в таких классах очень сложно, ведь каждый ребенок на уроке должен чувствовать себя комфортно. На все вопросы учителя нужно […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение “Во глубине сибирских руд…”? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…”? Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объятый негой, месяц золотой, мир бестелесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, труд уснул, проснулся гул и т. д.). […]...
- Вопросы и ответы к жанру “Стихотворение” Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова “Железная дорога” и “Есть женщины в русских селеньях…” Какова тема стихотворения “Железная дорога”? Как оно построено? Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: “Кто строил эту дорогу?” Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ – […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Ответы на вопросы по стихотворениям Н. А. Некрасова 1.Стихотворение “Элегия” А. Н. Некрасова отличается от других стихотворений. Во-первых, тем, что оно было написано как ответ на высказывания критиков о его манере написания и правдивом видении жизни народа. Стихотворения “Железная дорога” и ” Размышления у парадного подъезда”, несомненно, как и многие произведения Некрасова, пропитаны переживаниями за судьбу народа, несправедливостью по отношению к ним. Но […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству А. А. Вознесенского Какой настрой вы почувствовали в стихотворениях Андрея Вознесенского? Основной настрой – гражданский. Вознесенский прославляет честь и доблесть русских поэтов, готовых достойно выполнять свою миссию как миссию Прометея, несмотря на то что им уготована страшная судьба. Их жизни угрожают пули, петля, сплетни, решения пленумов. В стихотворении “Реквием” звучит и повторяется призыв “возложите… венки”: на море, на […]...
- Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого “Правда” С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев “рассказывал правду по-своему”? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”) 1 вариант Вера и упорство, Труд и честность… Н. Заболоцкий Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе […]...
- Мир природы в лирике Н. Заболоцкого Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя ее повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего невозможного. Грандиозные научные открытия позволили человеку по-другому посмотреть на мир. Все эти процессы отразились в лирике Н. Заболоцкого. На протяжении всего творчества природа остается главной в его […]...
- Вопросы и ответы к лирике Н. А. Некрасова Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова? Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова? Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. “Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг”, – вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал. В чем видел […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Сочинение на тему Сочинение по стихотворению Тютчева “Не то, что мните вы, природа” -13 Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и […]...
- Вопросы и ответы к повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения? Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями – запорожскими казаками, которые в XVI-XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов – польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным […]...
- Вопросы и ответы к творчеству Дж. Г. Байрона К какому направлению в мировой литературе относится творчество Байрона? Каковы основные темы творчества Байрона? “Поэзия Байрона – это вопль страдания, это жалоба, но жалоба гордая, которая скорее дает, чем просит, скорее нисходит, чем умоляет”, – писал о поэзии Байрона В. Г. Белинский. Как никто другой, Байрон воплотил в своем творчестве главное в романтизме – разлад […]...
- Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№2) 1. Каковы основные мотивы лирики С. Есенина? Проанализируйте на примере стихов. Основные мотивы лирики С. Есенина неразрывно связаны между собой, так что отделить мотив Родины от мотива природы или любви не очень просто. Красота родной природы, ее чистота связана с понятием “малой родины” поэта (“Вот уж вечер”, “О Русь – малиновое поле”, “Край любимый! Сердцу […]...
- Вопросы и ответы с ответами к теме “Поэзия XIX века” Что такое “Сокращенная вселенная”? “Сокращенной вселенной” назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова – послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова […]...
- Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема – взаимоотношения человека и природы. Установление гармонии между ними является смыслом жизни ранних героев писателя. Эта тема раскрывается в рассказах “Происхождение мастера”, “Прекрасный и яростный мир”, “Эфирный тракт”, “Сокровенный человек”. 2. Как понимать платоновское определение природы как “прекрасного […]...
- Билет № 3. Ответы на вопросы в билетах курса географии 1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества. 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху НТР. 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны. 1. Географическая среда и ее роль в жизни человечества. Географическая среда – это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей […]...
- Ответы на вопросы – Пушкин Какова творческая история пушкинского стихотворения “Я памятник себе воздвиг…”? Стихотворение было создано 21 августа 1836 г. Оно явилось достойным продолжением темы памятника в мировой поэзии. Исследователи считают первоисточником произведение анонимного древнеегипетского автора “Похвала писцов” (около XIV в. до н. э.). Затем эта тема была развита и продолжена древнеримским поэтом Горацием в оде “К Мельпомене”. Именно […]...
- Вопросы и ответы к рассказам И. С. Тургенева “Бежин луг” и “Бирюк” Что объединяет такие несходные по сюжетам рассказы, как “Бежин луг” и “Бирюк”? Чем близок к ним рассказ “Муму”? Рассказы “Бежин луг” и “Бирюк” входят в знаменитый цикл “Записки охотника”, в котором И. С. Тургенев прославил русский народ. В этом сборнике отразились антикрепостнические убеждения писателя. Сюжеты разные, но герои рассказов, в том числе Дети, – люди […]...