Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой»
Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку.
Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, — надежное, прочное, но не любящее эффектов.
Желание приобщиться к такому миру, какой он есть — скромному и прекрасному, — больше всего заметно при чтении этих строк.
Опишите образ «природы суровой», созданной в стихах.
Автор «воспитан природой
Оно — в простоте, в обычности. Читаем:
Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меняПервых листьев его появленьеНа рассвете весеннего дня.
Названы только подорожник и ромашка, и именно они для автора «очарованные травы».
Какие тропы, образные выражения использует поэт для описания природы?
В мире обычных, простых растений совсем не прост мир приемов, которые использует автор. Олицетворения диктуют выбор эпитетов: природа суровая. Но это как раз и есть придание природе качеств,
Одуванчика шарик пуховый — это уже какой-то предмет. Эпитет пуховый только помогает лучше представить это объемное существо. Так же точно предстает перед нами подорожника твердый клинок.
Перед читателем система образов, которая живет лишь в стихах Н. А. Заболоцкого, в его «государстве ромашек».
Как вы понимаете последние две строки стихотворения? Ответьте на этот вопрос письменно. Все лежал бы и думал я думуБеспредельных полей и дубрав.
Общение с полями и дубравами требует от нас не только восхищения. Понять природу, в нее вжиться не так-то легко. Ведь «душа беспредельных полей и дубрав» хранит память многих поколений, через природу мы общаемся с прошлым.
Выучите наизусть понравившееся вам стихотворение о родной природе.
Выбор стихотворения непрост. Всем ясно, что нужно будет объяснить, почему именно избрано это стихотворение. И конечно, нельзя будет сказать, что выбрано самое короткое, потому что его легче запомнить.
Нужно будет и для быстроты и осмысленности заучивания внимательно вчитаться в его строки и уметь объяснить возникшие при чтении мысли.
- Мир поэзии И. А. Заболоцкого (по стихотворению «Я воспитан природой суровой») Стихи — это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами, которые в суете повседневной жизни выпадают из поля зрения. Стихи Н. Заболоцкого невозможно читать равнодушно. Его поэзия — это яркая палитра человеческих чувств, […]...
- Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, — надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» «Я воспитан природой суровой…» Николай Заболоцкий Я воспитан природой суровой, Мне довольно заметить у ног Одуванчика шарик пуховый, Подорожника твердый клинок. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня. В государстве ромашек, у края, Где ручей, задыхаясь, поет, Пролежал бы всю ночь до утра я, Запрокинув лицо […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!» Что должны услышать читатели в стихотворении? Могли бы вы назвать героев этого стихотворения? Прежде всего, читатели должны услышать и прочувствовать лирический настрой поэта на постижение высокого в жизни. Зажигающиеся звезды связывают душу человека с космическим пространством. Являясь творением Бога, они озаряют смысл человеческой жизни. Когда горит звезда, земному человеку не страшно. Маяковский создает непривычный образ […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К Чаадаеву» Какая основная мысль стихотворения «К Чаадаеву»? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны («Отчизны внемлем призыванье»), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: «…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого «Зарыты в нашу память на века…» Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово «прошлое» поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Попробуйте рассказать о грустном зимнем вечере, который Мама поэта так умело украсила воспоминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт. Рассказ может выглядеть таким образом:»Мама умела превратить зимний вечер в воспоминание о теплом летнем дне. Она помогла сыну вспомнить тихий шепот леса, полдневный летний зной, шум берез и то, как за […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Листок» Можно ли выделить в стихотворении «Листок» сюжет? Если он есть, то кратко перескажите. Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было долгим. Жестокая буря донесла его до Черного моря. Листок прижался к корню молодой чинары и просил у нее приюта, но гордая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его «небылицы», и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус «14 декабря» Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо «14 декабря» без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов — 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Некрасова «Школьник» В стихотворении Некрасова речь идет о Ломоносове. Что помогает нам это понять? Перечитаем шестую строфу стихотворения: Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. В этой строфе говорится о Ломоносове — архангельском мужике, который «по своей и Божьей воле / Стал разумен и велик». В остальных […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова «Тени прошлого» Почему осенний день назван поэтом «скучным»? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору «волны небытия»? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина «На распутье» Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова «поле», «степь», «равнина», «край»? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: «былое дремлет вечным сном», «дремлет полдень». Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «К сестре» Поэт обращается к сестре и обещает ей «пук стихов». Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? «Пук стихов» — это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся» В стихотворении «Прозаседавшиеся» есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция — официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она — с давних пор. Тео — театральный отдел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева «Прапамять» Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза «и» и частицы «вот», указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой — персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван «меднорожим»? (Геликон — басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь» Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» Исследователи определяют жанр стихотворения «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете? В стихотворении «Три пальмы», названном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются черты балладного жанра. Это суровая мужественность сюжета, его острая конфликтность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость композиционных форм, ритмическая организация стиха. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой» В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем — ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «На севере диком» К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение — пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы. Целесообразно отнести это стихотворение к философской лирике, потому что ее основная тема — одиночество, типичная лермонтовская проблема, поднятая поэтом во многих его лирических произведениях. Какую роль выполняет в этом стихотворении пейзаж? Вспомните, что мы говорили о метафорах, анализируя стихотворение «Пленный […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы «Песенка об Арбате» Как можно понять слова автора, что Арбат — его «призвание», «религия», «отечество»? Вслед за словом «призвание» мы читаем: «Ты — и радость моя, и моя беда». Арбат — малая родина поэта, как и многих коренных жителей столицы. Призвание, религия, отечество — применительно к улице твоего детства и юности можно понять как судьбу, посланную свыше, так […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Поэт» Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «19 октября» Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино» 1. Когда было написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено? Стихотворение «Бородино» было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В чем особенность данного стихотворения? Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы «Письмо к маме» Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к «вождю народов»? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми «врагами […]...
- Урок в 6-м классе по стихотворению Н. Заболоцкого «Журавли» Данный урок дается в 6-м классе (урок программный). В последнее время в Обыкновенных школах в классе Дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка, средняя, ниже средней. Конечно, давать урок в таких классах очень сложно, ведь каждый ребенок на уроке должен чувствовать себя комфортно. На все вопросы учителя нужно […]...
- Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»? Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объятый негой, месяц золотой, мир бестелесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, труд уснул, проснулся гул и т. д.). […]...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма […]...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение «Во глубине сибирских руд…»? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№2) 1. Каковы основные мотивы лирики С. Есенина? Проанализируйте на примере стихов. Основные мотивы лирики С. Есенина неразрывно связаны между собой, так что отделить мотив Родины от мотива природы или любви не очень просто. Красота родной природы, ее чистота связана с понятием «малой родины» поэта («Вот уж вечер», «О Русь — малиновое поле», «Край любимый! Сердцу […]...
- Вопросы и ответы к теме «Литература XX века» (№3) 1. Какова концепция человека и природы в романе Ч. Айтматова «Плаха»? Ч. Айтматов считает человека частью природы. Человек должен жить в гармонии с природой, не нарушая ее извечного круговорота. Всякое насильственное вторжение в природу ведет к самоуничтожению человека, к катастрофе. Природа мстит человеку, не разбирая, кто прав, кто виноват. Так произошло с сыном Бостона. Базарбай […]...
- Ответы на вопросы — Мандельштам Какие известны прозаические произведения О. Мандельштама? «Мандельштам писал не рассказы, повести, очерки или романы, а прозу или стихи. Других определений он не употреблял», — писала его вдова Н.Я. Мандельштам в своей «Второй книге» воспоминаний. «Проза, как и всегда, дополняет и проливает свет на стихи… Работая над прозой, О.М. определял свое место в жизни, утверждая позицию, […]...
- Вопросы и ответы к жанру «Стихотворение» Можно ли инсценировать лирическое произведение? Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять. Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него? Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, […]...
- РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться») РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЯХ (по стихотворению Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться») 1 вариант Вера и упорство, Труд и честность… Н. Заболоцкий Многие поэты в своих произведениях поднимали вопросы об истинных человеческих ценностях. Не обошли эту тему и Н. А. Заболоцкий и А. Я. Яшин. В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе […]...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма […]...
- Вопросы и ответы к разным темам Вспомните, в каких произведениях, прочитанных вами в 5 классе, героями были Дети. Вы познакомились с героями-ровесниками в отрывке из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого — «Петя Ростов», в повести «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, в повести-сказке «Аня в Стране чудес» В. В. Набокова, в рассказе «Васюткино озеро» В. П. Астафьева. Проверьте своих одноклассников. […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина («Во глубине сибирских руд», «Мой первый друг…», «Осень») Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение «Во глубине сибирских руд…»? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к темам «Из китайской и персидской лирики» Какие мотивы общие для авторов персидской и китайской лирики? Общими можно назвать раздумья над сущностью человеческого бытия: проблему жизни и смерти, мотив непостижимости мира, текучести земной жизни человека, жизненных наслаждений как способ укротить горечь и тоску, которую ощущает душа. Персидские лирики часто обращаются к теме утраченной молодости, призывами жить настоящим, ценя каждый миг жизни. В […]...
- Ответы в теме В. Близнец — детский писатель за природой своего таланта» Когда В. Близнец начал свою литературную деятельность? В. Близнец имел высшее образование, в 1957 г. закончил факультет журналистики Киевского университета. Публиковаться начал в 1959 г. Первая книжка рассказов вышла в 1963 г. О чем писал В. Близнец в своих произведениях? Большинство написанных книжек — для детей. Он умел рассматривать проблему полностью с самого начала, открывать […]...