Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре”
Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении?
“Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта.
Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре?
Он более говорит о себе: “поэт младой”, “мечты невольник милый”, “твой друг”, “чернец небогатый”, а сестра, к которой он обращается, -“друг бесценный”.
Почему поэт
Лицей, конечно, не был монастырем, но нам известен строгий порядок, который в нем царил. У каждого лицеиста, в том числе и у Пушкина, была своя маленькая комната, которую, конечно, можно назвать кельей. Строгий порядок, четкий распорядок дня, невозможность свободного выхода за территорию Лицея давали право поэту вообразить себя монахом в монастыре.
Какие эпитеты использует поэт? Составьте маленький словарик эпитетов из приведенных в учебнике строк стихотворения.
Сначала выпишем эпитеты со словами, к которым они относятся: друг бесценный, лира
Подготовьте словарик рифм этого стихотворения.
Сначала выпишем конечные слова строк:
………………………………..бесценный,
……………………………….младой,
……………………………….с тобой
……………………………..забвенной,
………………………………окриленной,
…………………………………монастырь
…………………………………уединенный,
…………………………………. мир
………………………………….опустился
…………………………………глухой
………………………………..воцарился
………………………………..тишиной.
Затем запишем их рифмующимися парами:
бесценный – забвенной;
младой – с тобой и др.
Среди них рифмы разного типа. Можно отдельно выписать каждый из этих типов. Сначала точные, затем неточные.
Те пары рифм, которые мы выписали, – неточные.
Определите, каким стихотворным размером написано это послание.
Послание “К сестре” написано ямбом.
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “Поэт” Какова основная тема этого стихотворения? Почему Пушкин обращается к образу античного бога Аполлона, покровителя искусства? Тема поэтического вдохновения, отличающего поэта от обычного человека в минуты творческого подъема. Вдохновение может прийти к поэту внезапно и незаслуженно. Описание событий в романах и других произведениях он сравнивает с жертвоприношением богу Аполлону, покровителю муз и искусств. В стихотворениях о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. С. Высоцкого “Зарыты в нашу память на века…” Характеризуя прошлое, поэт искусно использует сравнения и метафоры. Как они передают отношение автора стихотворения к прошлому? Обратите внимание на то, что слово “прошлое” поэт употребляет четырежды, каждый раз создавая новый образ. В чем смысл развернутой метафоры пятой, шестой, седьмой и восьмой строф стихотворения? Как соотносится с этими строфами эпиграф? Художественные приемы показывают отношение поэта к […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение “Во глубине сибирских руд…”? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Песенка об Арбате” Как можно понять слова автора, что Арбат – его “призвание”, “религия”, “отечество”? Вслед за словом “призвание” мы читаем: “Ты – и радость моя, и моя беда”. Арбат – малая родина поэта, как и многих коренных жителей столицы. Призвание, религия, отечество – применительно к улице твоего детства и юности можно понять как судьбу, посланную свыше, так […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Б. Ш. Окуджавы “Письмо к маме” Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к “вождю народов”? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми “врагами […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Нет, я не Байрон, я другой” В чем вы видите основную мысль этого стихотворения? В стихотворении на примере судьбы Байрона Лермонтов как бы предугадывает свой будущий конфликт с обществом, ощущает неизбежность своего раннего трагического конца и вместе с тем выражает уверенность в своем избранничестве. Чего больше в нем – ощущения трагизма личной судьбы или уверенности в своем избранничестве? Ощущение трагизма личной […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь” Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика А. С. Пушкина” Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Бородино” 1. Когда было написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено? Стихотворение “Бородино” было написано в 1837 году и посвящалось 25-й годовщине Бородинской битвы. 2. В чем особенность данного стихотворения? Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года – народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям А. С. Пушкина 1. Назовите основные мотивы лирики А. С. Пушкина и соответствующие им стихи. Вольнолюбивая лирика – “К Лицинию”, “В Сибирь”, “Арион”, “Анчар”, “К Чаадаеву”; Значение поэта и поэзии – “Пророк”, “Поэт”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Памятник”; Любовная – “Мадона”, “Что в имени тебе моем”, “Я вас любил”, “Я помню чудное мгновенье”; Дружба – […]...
- Анализ стихотворения Пушкина “К сестре” Автор был дружен с сестрой Ольгой, разница в возрасте с которой составляла всего два года. После поступления в Лицей юный Пушкин, оторванный от родных, больше всего переживал разлуку с сестрой. Чтобы быть ближе к сыну, семья будущего поэта в 1814 г. перебралась в Петербург. К этому же году относят создание стихотворного текста, посвященного Ольге. “Друг […]...
- Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге” Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […]...
- Вопросы и ответы к IV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, что глава названа не “Дуэль”, а “Поединок”? Уже чтение первых глав убедило нас в том, что жизнь в Белогорской крепости течет по старинке. Поэтому и название схватки соперников естественней назвать так, как это принято на Руси. Слово дуэль, происходящее от латинского война, пришло в обиход достаточно поздно и в условиях Белогорской крепости […]...
- Вопросы и ответы к теме “Творчество А. С. Пушкина” Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: “Воспоминания в Царском Селе”. Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным? Первое стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на экзамене. “Я прочел мои “Воспоминания […]...
- Анализ стихотворения Есенина Ты запой мне ту песню, что прежде…(сестре шуре) Стихотворение Есенина “Ты запой мне ту песню, что прежде…” было написано в конце 1925 г. В завершающий этап своего творчества поэт все чаще обращается в своих произведениях к теме тоски по прошлому. Александра была младшей сестрой Есенина. Он с большой любовью относился к ней и стремился во всем ей помогать. В 1924 г. поэт забрал […]...
- Вопросы и ответы по теме “Лирика А. С. Пушкина” и М. Гоголя “Мертвые души” Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом этим словом начали обозначать один из видов литературных произведений: лирика, эпос, драма. Лирические произведения изображают внутренний мир человека, ее чувство, мысли, переживание. Лирике присущий повышенная эмоциональность, особая взволнованность языка, внутренняя гармония. Какие основные темы лирики […]...
- Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Полтава” Попробуйте по прочитанному отрывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено? Русские воины рвутся в бой, следуя воинскому долгу, вдохновленные чувством любви к России и верой в Петра I. Армия приветствует императора криками: “Ура!”, безоговорочно верит ему, идет за ним. Солдаты показывают в смертельном бою храбрость и стойкость, […]...
- “Письмо к сестре” анализ стихотворения Есенина, сочинение В стихотворении Сергея Есенина “Письмо к сестре” в полной мере раскрывается мир переживаний, эмоций и воспоминаний поэта. Он свободно говорит о своем детстве, легко переходит на глобальные обобщения и яркими штрихами рисует картины своего счастья и тоски по прошлому, старается наметить и тончайшую тропинку в будущее, когда его вспомнят на родной земле близкие люди. Лирическое […]...
- Вопросы и ответы к VI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”. Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”, было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что “принять надлежащие меры” в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: “Однако делать нечего, […]...
- Вопросы и ответы к XI главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите “дворец” Пугачева. “Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, – все было как в обыкновенной избе”. Можно объяснить причины, по которым […]...
- Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” Как описывает Пушкин жизнь станционного смотрителя, его радости и горести? А. С. Пушкин рассказывает о станционном смотрителе Самсоне Вырине с большим сочувствием, подчеркивая бесправное положение этого “мученика XIV класса”. Никто еще не писал так о “маленьком человеке”, униженном своим положением, зависящем от настроения проезжающих, от обстоятельств, над которыми он не властен. Единственная радость – дочь […]...
- Вопросы и ответы к V главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Почему глава названа “Любовь”? Название главы определяют не только события, которые происходят после дуэли. Мы видим, что в крепости завязываются новые отношения и возникают неожиданные проблемы. Так, твердая решимость Петра Гринева жениться на Маше Мироновой вызывает активный протест его отца. Положение Петруши стало сложным. “Дух мой упал”, – пишет он. Эти переживания были связаны с […]...
- Вопросы и ответы к пьесе А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” Что сближает Моцарта и Сальери и что их разъединяет? Сближает Моцарта и Сальери любовь к музыке и понимание ее, а разъединяет – различное ощущение предназначения музыки. Сальери мнит себя жрецом-аскетом, для которого невозможны несерьезные выходки и веселый смех, он отрицает мир. Моцарт же весь соткан из легкости и приятия повседневной жизни, он, напротив, принимает весь […]...
- Вопросы и ответы к VII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Как вы объясните, почему возникло “нетерпеливое ожидание опасности”, охватившее Петрушу? “Нетерпеливое ожидание опасности” – чувство, знакомое каждому человеку. Петрушу оно охватило более всего потому, что он жаждал хоть чем-то помочь Маше и спасти ее. “С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия”. Почему гарнизону […]...
- Вопросы и ответы к поэме А. С. Пушкина “Цыганы” Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров – мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обремененной сложными условиями выживания. Цивилизация дает человеку определенную стабильность и внешнее многообразие жизни, […]...
- Вопросы и ответы к XII главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Подготовьте рассказ о спасении Маши Мироновой из плена. Петр Гринев приехал с Пугачевым в Белогорскую крепость, и они сразу же подъехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша находится в этом же доме. Несмотря на попытки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находится […]...
- Вопросы и ответы к X главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите военный совет в Оренбурге. Напомним, что “между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека”. Военный совет, в котором военных представлял лишь один престарелый генерал, должен был решить вопрос о способе обороны Оренбурга. Обсуждались три варианта: оборонительный, наступательный и подкупательный. Выбран был способ оборонительный, который подчеркнул неспособность совета принимать разумные решения. Члены […]...
- Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Творчество Лермонтова повлияло на последующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским монологом. Обычно отмечают влияние Лермонтова на произведения Некрасова. Попробуйте вспомнить уже знакомые вам произведения Некрасова, в которых есть такое сходство. Вам знакомы “Соловей”, “Школьник”, “Крестьянские дети” Н. А. Некрасова. Сравните элегии […]...
- Вопросы и ответы к XIV главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Какова причина ареста Петра Гринева? Сам Гринев думал, что приказ о его аресте вызван его самовольным переходом в часть Зурина. Но так как он отважно сражался под началом этого офицера, то сам Петр не видел в этом большой беды. Подлинной причиной ареста героя был донос Швабрина, который ненавидел своего удачливого соперника, доброго и надежного человека, […]...
- Вопросы и ответы к IX главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Опишите выезд Пугачева из Белогорской крепости. Отъезд Пугачева из крепости выглядел торжественно. Били барабаны. Развевались знамена. Пугачев разбрасывал толпе деньги. При этом дал поручение Гриневу объявить губернатору и генералам, что через неделю будет в Оренбурге. Как пытался Савельич отстоять барское добро? Объясните поведение преданного слуги. Какие эпизоды дополняют эту сценку? Савельич подал Пугачеву список вещей, […]...
- Вопросы и ответы к I главе повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его военной службы описана в главе “Сержант гвардии”. В ней рассказано и то, что случилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему глава и получила такое название). Воспитывался Петруша “не по-нонешнему”: с пяти лет им занимался стремянной Савельич […]...