Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву
Это послание в стихотворной форме Пушкина своему близкому другу Петру Чаадаеву. Поэт очень дорожил его дружбой, бесконечно ему доверял и делился с ним своими тайными мыслями и желаниями. Поэтому именно ему он пишет о произошедших с ним изменениях и вспоминает время юности, когда они много разговаривали и мечтали о славе и служении отечеству.
А теперь все эти мечты рассеялись и разбились о горькую действительность.
Стихотворение написано во время царствования Александра I, который сначала позиционировал себя как либерал и реформатор,
При этом он замечает, что в нем не погасло стремление изменить к лучшему судьбы Родины. И не все потеряно пока, есть желание и вера в свободу, которая обязательно придет. Поэт сравнивает свою любовь к Родине с чувством любовника перед первым свиданием.
Он пребывает в радостном возбуждении и ожидании.
Эти стихи были написаны не для печати. Но когда Чаадаев прочитал его близкому кругу своих знакомых, то оно так понравилось, что его тут же начали переписывать,
Здесь впервые Пушкин открыто призывает к свержению самодержавия.
Идея веры в победу над самовластием так вдохновляла, что это произведение стало неофициальным гимном декабристов, среди которых было много друзей поэта.
И позднее, после жестокого подавления восстания, Пушкин корил себя за то, что его послание сыграло определенную роль в окончательном решении членов тайного общества “Союз благоденствия” выйти на сенатскую площадь.
Анализ стихотворения К Чаадаеву Пушкина для 9 класса
Жанр данного стихотворения А. С. Пушкина – дружеское послание, которое адресовано его другу по Царскосельскому лицею Петру Яковлевичу Чаадаеву. Особенностью данного жанра является свободная форма выражения своих мыслей, кроме адресата чаще всего оно подразумевало обращение к читателю. Говоря о личности Чаадаева необходимо отметить, что он отличался демократическими взглядами, был защитником свободы личности.
Особенностью данного послания является то, что личный взгляд на события сочетаются в нем с патриотическими, гражданскими призывами. Поэт убежден в грядущей свободе.
Сюжет стихотворения – это становление личности, как гражданина, формирование его гражданской позиции. В начале стихотворения юношеские мечты и стремленья сталкиваются с реальной жизнью:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,..
Они недолговечны и исчезают, как утренний туман.
Антитезой к первому четверостишью звучат все последующие строки стихотворения. У поэта и его современников не смотря на “гнет власти” есть желание послужить Отчизне.
Только теперь перед нами поэт-гражданин, который ждет минуты вольности, как молодой любовник ждет минут верного свиданья. А. С. Пушкин в этом стихотворении прямо выражает свою гражданскую позицию, призывая посвятить товарища и современников служению “Отчизне” своих душ “прекрасные порывы”. Он надеется и призывает верить, что Россия способна пробудится ото сна, и наградой за служение Родине станет свобода и память о тех, кто боролся для достижения этой свободы.
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Автор при написании послания широко гражданскую лексику близкую по духу декабристам (“власть”, “свобода”, “отчизна”, “самовластье”, “товарищ” “гнет”) и характерные для жанра послания обращения к собеседнику. Рифма стихотворения перекрестная, размер – четырехстопный ямб, придающий звучанию ясность, четкость и точность.
В стихотворении автором использованы художественные средства: эпитеты,”прекрасные порывы”, олицетворение “Россия вспрянет”, метафоры “звезда пленительного счастья”, сравнения “как сон” и т. д. В произведении присутствуют такие стилистические фигуры, как инверсия (“вольности святой”) и единоначалие (“пока… пока…”).
9 класс
Анализ стихотворения К Чаадаеву по плану