Творчество. Ответы на вопросы (Маяковский В. В.)
Вопросы:
1) Сходства Пушкина и Маяковского в теме назначения поэта.
2) Ранняя лирика Маяковского.
3) Поэма «Хорошо».
4) Необычайность рифм Маяковского.
5) «Стихи Маяковского нужно читать всем хором, всем ором»(М. Цветаева). Как вы понимаете это выражение?
Ответы:
1) В. Маяковский в своем стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» как и А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк» затрагивает тему назначения поэта и поэзии. Эти два человека имеют сходное представление об этом
«Пойдем, поэт,
Взорим,
Вспоем
У мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
А ты-свое,
Стихами.»
Или предназначение поэта в понимании А. С. Пушкина-
«…И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
Также Маяковский и Пушкин показывают непохожесть поэта с остальными людьми.
У Маяковского это отражено в вступлении к поэме «Во весь голос», где он говорит о проблемах общества и о том, что люди этих проблем уже не замечают, а поэт видит. В этом же вступлении поэт показывает важность
У А. С. Пушкина эти темы затрагиваются в стихотворении «Поэт», где особенно отражена эта особенность и непохожесть человека одаренного-поэта и общества.
Но есть и главное отличие позиций этих двух великих людей-у Маяковского поэт-это пророк, но пророк не высшей силы как у Пушкина, а пророк Нового времени.
2) В тематике всех ранних произведений Маякоского есть что-то общее: человек большой любви, человек «для сердца» оказывается ненужным, неуместным, осмеянным. В них-крик боли, отчаяния, проклятья из-за лжи и подлости окружающего мира. Поэт в ожидании появления настоящего человека: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…»»(«Надоело»). У поэта «тоска к людям», тяга к человеку: но вот, оглядываясь по сторонам, он видит, что перед ним вместо человека-какое-то странное существо, лишенное человеческого облика:
«Два аршина безликого розоватого теста,
Хоть бы метка была в уголке вышита…»
Нет лиц, нет людей-вот основная мысль многих стихотворений раннего Маяковского.
В этот период для поэта характерно обостренное чувство одиночества, как у Лермантова и Есенина. Но у Маяковского трагическое только начало пути.
В ранней лирике часто проступают тюремные очертания, обозначается образ «жизнь-тюрьма», возникают ассоциации, несущие мысль о несвободе:
«…вся земля-
Каторжник
С наполовину выбритой солнцем головой!»(«Ко всему»)
Тема любви в раннем творчестве Маяковского тоже присутствует. В стихотворении «Ко всему» поэт говорит:
«Любовь!
Только в моем
Воспаленном мозгу была ты!»
Любовь уходит. И в поэме «Война и мир» поэт боится оступиться, потерять оставшееся:
«Оступлюсь-
И последней любовники кроха
Навеки канет в дымный омут.»
От темы любви поэт переходит к теме искусства, поэта, его творчества.
3) Поэма «Хорошо!» повествует о событиях 1917 года, а именно Октябрьской революции: ее подготовке и проведении. Следовательно, это произведение эпическое, т. к. показывает картину народной жизни и прошлое.
Но, в то же время, завершая сюжет взятия Зимнего и низложения Временного Правительства, показывая моменты наступления новой эры в истории человечества, поэт не может оставаться спокойным повествователем, но его сдерживает внутренняя установка на жанр и выбранную позицию, поэтому его отношение приглушено. Но все же, они присутствуют, и это свидетельствует о лирических мотивах поэмы.
4) Например, в стихотворении «Послушайте!» можно заметить необычность рифм Маяковского. Рифмовка произвольная и иногда рифмуются слова, не стоящие на концах строк(«значит-плачет», «страшно-каждый»).
Неологизмы Маяковского поражают именно необыкновенностью и изобретательностью-«Я, Златоустейший, чье каждое из слов душу навородит, именит тело, говорю вам»(«Облако в штанах»). Неологизмы Маяковского не претендуют на выход в обиходный язык, но в поэтическом контексте они всегда понятны.
5) Я считаю, что М. Цветаева имела ввиду то, что В. Маяковский поднимал в своих стихах многие общественные проблемы, «бросал» людям вызов своими фразами и интонациями, которые как раз и передавали дух того времени.