Вопросы и ответы к жанру “Стихотворение”
Можно ли инсценировать лирическое произведение?
Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно переложить на музыку, создать романс или песню и исполнять.
Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него?
Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотворения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, приобретают часто общечеловеческую значимость, потому что содержат вневременные ценности, доступные и близкие большинству.
Какой признак лирического стихотворения кажется вам наиболее существенным: ритм, рифма, стихотворный размер? Может быть, вы назовете какие-то другие признаки?
Все названные признаки в совокупности с теми, о которых говорилось в ответе на предыдущий вопрос.
Related posts:
- Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова Тучи к жанру элегии? Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Тучи” отнесено к жанру элегии не случайно: оно проникнуто печальными размышлениями автора о его ссылке из родных краев “в сторону южную”. Рассуждения лирического героя полны грусти: он чувствует себя таким же вечным странником, как и “тучки небесные”, но ему, одинокому и лишенному свободы, не “чужды страсти и… страдания”, тоска по дому, […]...
- Вопросы и ответы к жизни и творчеству А. А. Вознесенского Какой настрой вы почувствовали в стихотворениях Андрея Вознесенского? Основной настрой – гражданский. Вознесенский прославляет честь и доблесть русских поэтов, готовых достойно выполнять свою миссию как миссию Прометея, несмотря на то что им уготована страшная судьба. Их жизни угрожают пули, петля, сплетни, решения пленумов. В стихотворении “Реквием” звучит и повторяется призыв “возложите… венки”: на море, на […]...
- Вопросы и ответы к лирике А. С. Пушкина Какую роль в жизни и творчестве Пушкина сыграла его дружба с будущими декабристами? При каких обстоятельствах было написано стихотворение “Во глубине сибирских руд…”? Только случайностью можно объяснить отсутствие Пушкина на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не будь поэт в ссылке, он бы непременно там присутствовал, о чем прямо сказал царю. Поэтому казнь пяти руководителей […]...
- Вопросы и ответы к поэзии Ф. И. Тютчева Какие особенности изображения пейзажа вы смогли бы выделить, анализируя стихотворение Ф. И. Тютчева “Как сладко дремлет сад темно-зеленый…”? Прием олицетворения природы является одним из основных в ее изображении. Этому подчинены эпитеты (сад, объятый негой, месяц золотой, мир бестелесный), метафоры (сладко дремлет сад темно-зеленый, соседний ключ… говорит, изнемогло движенье, труд уснул, проснулся гул и т. д.). […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно” Каких героев стихотворения вы можете назвать? Скрипка, барабан, оркестр (музыканты), тарелка, геликон, лирический герой – персонажи стихотворения. По-настоящему героями можно считать лирического героя (автора) и скрипку, которая воплощает духовное начало в произведении. Почему геликон назван “меднорожим”? (Геликон – басовый медный духовой инструмент.) Как вы представили себе этого героя? Меднорожим он назван и потому, что сделан […]...
- Вопросы и ответы к творчеству Дж. Г. Байрона К какому направлению в мировой литературе относится творчество Байрона? Каковы основные темы творчества Байрона? “Поэзия Байрона – это вопль страдания, это жалоба, но жалоба гордая, которая скорее дает, чем просит, скорее нисходит, чем умоляет”, – писал о поэзии Байрона В. Г. Белинский. Как никто другой, Байрон воплотил в своем творчестве главное в романтизме – разлад […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К сестре” Поэт обращается к сестре и обещает ей “пук стихов”. Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? “Пук стихов” – это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “19 октября” Какое впечатление складывается у вас об авторе стихотворения как о человеке, друге? Каков его эмоциональный мир? Об авторе складывается) впечатление как о человеке порывистом, эмоциональном, постоянно нуждающемся в общении с друзьями, страдающим от одиночества в день годовщины Лицея и невозможности быть на празднике. Он верен не только здравствующим друзьям, но и памяти навечно ушедших (Н. […]...
- Ответы на вопросы по стихотворениям Н. А. Некрасова 1.Стихотворение “Элегия” А. Н. Некрасова отличается от других стихотворений. Во-первых, тем, что оно было написано как ответ на высказывания критиков о его манере написания и правдивом видении жизни народа. Стихотворения “Железная дорога” и ” Размышления у парадного подъезда”, несомненно, как и многие произведения Некрасова, пропитаны переживаниями за судьбу народа, несправедливостью по отношению к ним. Но […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№6) 1. Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы – реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. 2. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. 3. Какие слова и образы были […]...
- Вопросы и ответы к разным произведениям и темам 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. Тема – это жизненный материал, положенный в основу произведения. Темой комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова является быт и взгляды дворянско-чиновничьей Москвы, а шире – всей России. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. “Вечные образы” – это мифологические и литературные персонажи, которые не однажды […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. А. Заболоцкого “Я воспитан природой суровой” Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим и сосредоточенным наблюдателем, влюбленным в красоту природы. Но в его наблюдательности есть одна особенность: он строг. Чувство, которое его волнует, – надежное, прочное, но не любящее эффектов. Желание приобщиться к такому миру, какой он есть – скромному и прекрасному, – больше всего […]...
- Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого “Правда” С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев “рассказывал правду по-своему”? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Вопросы и ответы к поэме “Анна Снегина” С. А. Есенина 1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы С. Есенина “Анна Снегина”? В поэме “Анна Снегина” соединяются лирическое и эпическое начала. Лирическая линия связана с памятью о юношеской любви героя к “девушке в белой накидке”. Эпическое в поэме образуется событиями Первой мировой войны, революции, классовой борьбы в деревне. В решении эпической темы поэт наследует реалистические некрасовские […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению З. Н. Гиппиус “14 декабря” Как в общем тоне и в отдельных словах стихотворения сопоставляются время изображенное и время, когда было написано стихотворение? Стихотворение названо “14 декабря” без указания года. Таким образом, оно адресовано всем тем 14 декабря, которые прошли следом за годом восстания декабристов – 1825 годом. И мы видим почти в каждой строфе стихотворения слова, которые подчеркивают перекличку […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к стихотворениям Н. А. Некрасова “Железная дорога” и “Есть женщины в русских селеньях…” Какова тема стихотворения “Железная дорога”? Как оно построено? Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: “Кто строил эту дорогу?” Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ – […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в “Губернских очерках”, “Помпадурах и помпадуршах”, “Истории одного города”, “Господах Головлевых”. Все эти темы находят отражение и в “Сказках”. 2. Какая деталь […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению И. А. Бунина “На распутье” Какое чувство вызывает у вас описание степи, заросшей бурьяном? Почему в этом описании поэт использует слова “поле”, “степь”, “равнина”, “край”? Какие эпитеты к ним обогащают картину степи? Объясните значение олицетворений: “былое дремлет вечным сном”, “дремлет полдень”. Описание степи, заросшей бурьяном, вызывает тревожное чувство. Безграничность окружающего простора подчеркивается обилием слов, называющих его (это и поле, и […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. В. Маяковского “Прозаседавшиеся” В стихотворении “Прозаседавшиеся” есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете К каждой из групп. Аудиенция – официальный прием у высокопоставленного лица. Со времени она – с давних пор. Тео – театральный отдел […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению М. Ю. Лермонтова “Пленный рыцарь” Какие мысли и настроения владеют лирическим героем? С помощью каких приемов они передаются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? Приведите конкретные примеры из текста. Настроение грусти, тоска и стыд владеют лирическим героем, который остро переживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его положения и вольной птицы. Противопоставлены в его сознании “грешная молитва” и “песни во […]...
- Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова “Два мальчика” Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, […]...
- Вопросы и ответы к темам “Из китайской и персидской лирики” Какие мотивы общие для авторов персидской и китайской лирики? Общими можно назвать раздумья над сущностью человеческого бытия: проблему жизни и смерти, мотив непостижимости мира, текучести земной жизни человека, жизненных наслаждений как способ укротить горечь и тоску, которую ощущает душа. Персидские лирики часто обращаются к теме утраченной молодости, призывами жить настоящим, ценя каждый миг жизни. В […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№4) 1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопубликованная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или устно. Она играла особую роль в условиях цензуры, когда многое невозможно было передать через печатное слово. Это была своеобразная отдушина, допускавшая значительную свободу слова. Авторская песня выступала в разных […]...
- Вопросы и ответы к теме “Устное народное творчество” Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические. Что характерно для исторических песен? Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились […]...
- Вопросы и ответы к песне “Петра I узнают в шведском городе” О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного государства” – столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для создания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в […]...
- Вопросы и ответы к роману Л. Н. Толстого “Война и мир” 1. Какие черты позволяют рассматривать Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого как эпопею? В романе “Война и мир” Л. Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события – Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению Н. С. Гумилева “Прапамять” Какой предстает жизнь в восприятии Н. С. Гумилева? Как показано в стихотворении движение времени? Какое значение имеет в стихотворении повторение союза “и” и частицы “вот”, указывающей на последовательность действий, смену явлений? В стихотворении показан безостановочный круговорот жизни. То, из чего слагается этот круговорот, мелькает перед глазами читателя. Союз и помогает восприятию этого мелькания, как и […]...
- Вопросы и ответы к роману А. Дюмы “Три мушкетера” Согласны ли вы с тем, что Роман считается авантюрно-историческим? Александр Дюма – отец не стремился в своих произведениях к документальности. Его романы считаются авантюрно-историческими. Авантюрными прежде всего потому, что их сюжеты строятся на увлекательной интриге, которая придумана автором. Историческими потому, что в них участвуют реально существовавшие люди, и воспроизведены многие происходившие в действительности события. Но […]...
- Вопросы и ответы к лирике Н. А. Некрасова Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова? Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова? Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. “Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг”, – вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал. В чем видел […]...
- Вопросы и ответы к творчеству Б. Л. Пастернака 1. В чем заключается своеобразие поэтического стиля Б. Пастернака? Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга. Особой чертой поэтики Б. Пастернака является усложненный синтаксис. 2. Как объясняется название сборника Б. Пастернака “Сестра моя жизнь”? “Сестра моя жизнь” […]...
- Вопросы и ответы к теме “Пушкин-лицеист” Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный […]...
- Вопросы и ответы к теме “Творчество А. С. Пушкина” Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: “Воспоминания в Царском Селе”. Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым поэтом XVIII века Державиным? Первое стихотворение “Воспоминания в Царском Селе” написано в 1814 году и было предназначено для прочтения на экзамене. “Я прочел мои “Воспоминания […]...
- Вопросы и ответы к повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как удается Ю. Н. Тынянову погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей Петровской эпохи? Создавая историческую повесть, Тынянов обращается к конкретным фактам прошедшей эпохи, активно и точно использует исторические документы и при этом умело воссоздает атмосферу далекого времени, широко используя те реалии, которые могут помочь читателю воочию представить жизнь при Петре I. Так, и описание исторических […]...
- Вопросы и ответы к творчеству О. Генри Чем примечательна жизнь писателя О. Генри? Настоящее имя этого американского писателя – Уильям Сидни Портер. Он прожил короткую жизнь – всего сорок восемь лет (1862-1910). Но она была полна событий, которых могло бы хватить на две жизни. Матери своей он не помнил, а отец передал воспитание сына бабке. Мальчик рос ранимым, застенчивым. Он хорошо рисовал, […]...
- Вопросы и ответы к 4, 5 главам повести Ю. Н. Тынянова “Восковая персона” Как отнеслись первые люди государства к смерти Петра I? Какие детали в поведении Екатерины подчеркивают неискренность ее переживаний? Очень четко описаны в повести первые часы после смерти государя. Манера повествования в повести суровая и ясная. И Екатерина, и Данилыч, и все прочие обозначили свое горе достаточно отчетливо. У Данилыча “глаза покраснели, стали волчьи, злые от […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не […]...
- Чехов – ответы на вопросы Какие вам известны псевдонимы, которыми Чехов подписывал свои ранние рассказы? Исследователям известно около пятидесяти псевдонимов А.П. Чехова. Из ранних можно назвать следующие: А. Чехонте, Брат моего брата, Улисс, Рувер. Одна из чеховских юморесок в “Осколках” (1892) подписана словом Грач. У Чехова было много и шуточных псевдонимов: Человек без селезенки, Врач без пациентов, Гайка №6, Акакий […]...