Вопросы и задания ко всей теме Фольклор
Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?
Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы (“Ты возьми-ко, возьми, царь белый,
Былинный герой-богатырь создан народной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные.
Тут возможны некоторые вольности и неточности, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участниками.
Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
Песня “Правеж”
Можно пересказать каждую из них, обязательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Правеж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более занимательная для пересказа история: есть завязка – описание сборов для тайной поездки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследователей.
Все эти этапы нужно передать как можно ближе к тексту песни. Кульминация – успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использован характерный для фольклора оборот – отрицательное сравнение.
Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Для выразительного чтения можно подготовить не всю песню, а один из ее фрагментов.
Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображающий бегство Петра I от преследователей.
Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” – и до конца песни.
В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестьянину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен читаться стремительно, а обращения рассекают его на части и при этом только усиливают темп повествования.
- Вопросы и ответы к теме “Фольклор” Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют […]...
- Вопросы и ответы к теме “Устное народное творчество” Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические. Что характерно для исторических песен? Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIII Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным в городке, куда они подъехали с Машей, была счастливой случайностью, Петр рассказал о своей судьбе, и они вместе решили, что Гриневу нужно остаться воевать в […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину Какие жанры лирики Пушкина вам известны? Пушкин блестяще владел всеми жанрами лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпиграммы и просто стихотворения, глубочайшие по смыслу и совершенные по художественному исполнению. Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров? Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут сочетаться признаки двух […]...
- Вопросы и задания по творчеству Гумилева Фрагменты из учебной хрестоматии 1. А. А. Ахматова писала о своем образе в гумилевских стихах: “Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюбленной в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мертвой, но всегда чужой”. Соотнесите эти слова А. А. Ахматовой со стихотворениями […]...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Сонеты Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме? Среди приведенных выше сонетов нет ни “безголовых”, ни “хвостатых” (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно: abab abab ccd ede (“Сонет” А. Пушкина); abab […]...
- Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Вариант 1. Художественное направление (в России – в конце XVIII и начале XIX в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы – А) классицизм б) сентиментализм В) романтизм г) реализм 2. Жанр, обеспечивший В. А. Жуковскому славу в […]...
- Задания по теме “Телефонный разговор” Цель практических занятий – обсудить особенности телефонной коммуникации; отработать навыки использования этикетно-речевых формул общения по телефону. В заданиях по теме “Телефонный разговор” используются следующие термины: Телефонный разговор – контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников, при котором отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по […]...
- А. С. Пушкин. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Запишите в тетради все известные вам произведения А. С. Пушкина. Определите жанр каждого. Ответ одного из семиклассников. “Я полюбил произведения Пушкина еще в детстве. Сначала мне читали родители его сказки, а затем я перечитал их самостоятельно. Меня совершенно очаровали “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” и “Сказка о царе […]...
- Задания по теме “Деловое совещание” Цель практических заданий – обсудить особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отработать навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. В заданиях по теме “Деловое совещание” используются следующие термины: Деловое совещание – форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Дискуссия – общение на основе доводов и аргументов с целью поиска правильного […]...
- Вопросы и задания сатиры Салтыкова-Щедрина Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой ” Дикий помещик“? Каков ее смысл? Какие художественные приемы […]...
- Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Творчество Лермонтова повлияло на последующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским монологом. Обычно отмечают влияние Лермонтова на произведения Некрасова. Попробуйте вспомнить уже знакомые вам произведения Некрасова, в которых есть такое сходство. Вам знакомы “Соловей”, “Школьник”, “Крестьянские дети” Н. А. Некрасова. Сравните элегии […]...
- Задания по теме “Технические средства информирования Цель практических занятий – дать общее представление о технических средствах, используемых для передачи информации, не требующей немедленного ответа реципиента, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; научиться оценивать функциональную и экономическую рациональность применения технических средств коммуникаций в конкретных ситуациях делового общения; при наличии в вузе технических средств коммуникаций – сформировать практические навыки […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II Внимательно прочитайте описание пейзажа от слов: “Я приближался к месту моего назначения…” до слов “Я проснулся. Лошади стояли…”. Подготовьте выразительное чтение описания бурана. Выразительное чтение описания бурана вы уже готовили, когда читали очерк С. Т. Аксакова “Буран”. Описание бурана в “Капитанской дочке” во многом написано под впечатлением чтения этого очерка. Но стоит проследить за ходом […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VI Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”. Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке “полной секретности”, было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что “принять надлежащие меры” в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: “Однако делать нечего, […]...
- Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Тестовые задания по теме “Алгоритм. Свойства алгоритмов” Алгоритм – это: А) правила выполнения определенных действий; Б) ориентированный граф, указывающий Порядок исполнения некоторого набора команд; В) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели; Г) набор команд для компьютера; Д) протокол вычислительной сети. Суть такого свойства алгоритма, как Результативность, заключается в […]...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VIII В главе VII Маша обращается к отцу за благословением – “бледная и трепещущая”, а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкапа выбирается Палаша, тоже “бледная и трепещущая”. Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли […]...
- Вопросы с ответами по теме “Мир фантазии, мудрости” Что означает термин “фольклор”? Буквальный перевод термина “фольклор” – народное творчество. Каковы главные признаки народного творчества? Главными признаками фольклора являются его коллективность, традиционность и вариативность, устный способ создания и распространения произведений. Также ему присуще объединение коллективного и индивидуального. Индивидуальное, созданное талантливой личностью, быстро распространяется, когда оно выражает чувство коллектива, приходится по душе многим. На какие […]...
- Вопросы и ответы к теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века” Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы “Литература русского зарубежья”. Обратите особое внимание на смысл понятия “миссия русской эмиграции”, на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. “Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР”, – писал в 70-е годы […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература второй половины XX столетия” Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили дальнейшее развитие во второй половине ХХ века? Во второй половине XX ст. дальнейшее развитие получили экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.), западный модернизм (В. Дж. Голдинг, Дж. Апдайк и др.), научная фантастика (Р. Бредбери, […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика А. С. Пушкина” Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли […]...
- Вопросы по теме “древнегреческая лирика”. Тиртей и архилох Что означает термин лирика? Термин “лирика” происходит от названия музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которого выполнялись стихотворные произведения. Изобретение лиры миф приписывает богу Гермесу. Термин “лирика” возник в эпоху александровских филологов, вытеснив более раннее название “мелика” (от тейох – песня). С того времени ее начали применять относительно тех видов песен, которые выполнялись под аккомпанемент […]...
- Вопросы с ответами к теме “Героические песни народов мира” Робин Гуд – герой английских баллад. У Робин Гуда был исторический прототип. Это один из “лесных братьев” в Англии на изломе ХІІ-ХІII столетий, которые в воображении народа превратились на защитников простого народа, который страдал от норманнских завоевателей. Герой Робин Гуд, которого создало народное воображение, должен был стать идеалом и опорой для тех, кто ведет борьбу […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№2) Почему песня “Священная война” стала эмблемой патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны? В песне “Священная война” В. Лебедева-Кумача выразилась вся сила ненависти к фашизму и любви к Родине. В песне звучал и призыв “Вставай, страна огромная!”, и клятва “Дадим отпор душителям”, и определение войны как народной и священной. Слова отражали всю гамму чувств, […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по А. Н. Толстому ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Подготовьте тезисы к устному ответу на вопрос “Петр Первый” А.Н. Толстого как исторический роман”. Составьте план ответа на вопрос “Сторонники петровских преобразований в романе”. Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение “обрастать” талантливыми людьми? Подберите примеры, показывающие отношение Петра I к […]...
- Историческая песня фольклор (Детские народные сказки) Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих […]...
- Вопросы и ответы к теме “Лирика М. Ю. Лермонтова” Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы […]...
- Вопросы и ответы к теме “Портреты” Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: “красная девица” или “добрый молодец”, и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: “тридцать витязей прекрасных”, […]...
- Вопросы и ответы с ответами к теме “Поэзия XIX века” Что такое “Сокращенная вселенная”? “Сокращенной вселенной” назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин. Кто является зачинателем русского романтизма? Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова – послания и элегии. Кто назвал басни И. А. Крылова […]...
- Контрольные вопросы с ответами к теме “Литературные сказки” Назовите известные вам литературные сказки и авторов. Почему сестры не узнанали Золушку на балле? Золушка почти весь день работала не возлагая рук, ей приходилось выполнять всю домашнюю работу. Дочери никогда не обращали на нее внимания, они не видели, что даже одетая в лохмотья утомленная Золушка красивее за них. У девушки не было красивой одежды, ей […]...
- Вопросы и ответы к теме “Реализм” Какие признаки реализма вы можете назвать? Среди черт реализма – правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими […]...
- Вопросы и ответы по теме “Лирика А. С. Пушкина” и М. Гоголя “Мертвые души” Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом этим словом начали обозначать один из видов литературных произведений: лирика, эпос, драма. Лирические произведения изображают внутренний мир человека, ее чувство, мысли, переживание. Лирике присущий повышенная эмоциональность, особая взволнованность языка, внутренняя гармония. Какие основные темы лирики […]...
- Вопросы и ответы к теме “Известные цитаты” Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что “…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель”? Как вы понимаете слово “Отбиратель” в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово “Отбиратель” с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе […]...
- Вопросы и ответы к теме “Герои произведений” Проверьте свою память и назовите произведения, в которых вы встречали имена героев: Святогор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна. Святогор встречался в былинах; Герасим и Татьяна – в повести И. С. Тургенева “Муму”; Людмила и Руслан – в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”; Мизгирь – в “Снегурочке” А. Н. Островского. Знакомство […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№2) 1. Что нового внесла в художественную литературу “лейтенантская проза”? “Лейтенантская проза” показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был нерасчлененной массой, что были разные люди, по-разному проявлявшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом – трусость и шкурничество, предательство и малодушие. “Лейтенантская проза” углубила психологизм и драматизм […]...
- Вопросы и ответы к теме “Литература XX века” (№6) 1. Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы – реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. 2. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. 3. Какие слова и образы были […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты о Великой Отечественной войне” (№1) Каковы основные темы стихов о Великой Отечественной войне? В стихах о войне 1941 – 1945 годов можно выделить следующие темы: тема патриотизма и героизма народа (Ахматова “Мужество”, “Клятва”); бессмертие подвига солдата ; тема памяти и верности (Б. Окуджава “До свидания, Мальчики…”). Как в стихотворениях поэтов раскрывается тема героизма и патриотизма людей в Великой Отечественной войне? […]...
- Вопросы и ответы к теме “Пушкин-лицеист” Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал лицеистом в 12 лет. Уже в этом возрасте он был очень начитан и владел французским языком, а значит, читал книги на французском и на русском языках. В Лицее ученики занимались спортом, и в этом юный […]...
- Вопросы и ответы по теме “Литература романтизма и просвещения” Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается к пропаганде философских идей как средство перевоспитания человечества. Основная идея Просвещения – идея “естественного человека”, которая от рождения имеет права и свободы. Критерий красоты у Просвещения – умное и полезное. Романтизм отбрасывает современность, родившуюся Французской […]...