Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?
Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), постоянные эпитеты (красное золото), восклицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).
Былинный герой-богатырь создан народной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные.
Тут возможны некоторые вольности и неточности, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участниками.
Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
Песня «Правеж» рассказывает о справедливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» описывает «разведку» царя в столице враждебного ему государства.
Можно пересказать каждую из них, обязательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Правеж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более занимательная для пересказа история: есть завязка — описание сборов для тайной поездки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследователей.
Все эти этапы нужно передать как можно ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использован характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.
Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Для выразительного чтения можно подготовить не всю песню, а один из ее фрагментов.
Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображающий бегство Петра I от преследователей.
Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до конца песни.
В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестьянину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен читаться стремительно, а обращения рассекают его на части и при этом только усиливают темп повествования.
- Вопросы и ответы к теме «Фольклор» Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют ... Читать далее...
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ КО ВСЕЙ ТЕМЕ. Какими предстают в стихотворениях, навеянных былинами, прошлое и современная поэтам действительность? Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь различны? Что объединяет эти стихотворения? Три поэта, представленные в этом разделе стихотворениями, посвященными былинным богатырям, относятся к своим героям с чувством глубокой симпатии, и в то же время каждого автора ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Устное народное творчество» Что такое фольклор и какие его виды вы знаете? Когда люди поют песни? На какие группы можно разделить народные песни? Среди народных песен выделяют песни колыбельные, календарные, обрядовые, исторические и лирические. Что характерно для исторических песен? Обращение к важным событиям народной жизни: войнам, восстаниям и отражение народного отношения к историческим событиям. В исторических песнях выразились ... Читать далее...
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ПОЭЗИЯ. Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Какое из стихотворений произвело на вас наиболее сильное впечатление? Почему? Прочитайте стихотворение наизусть. Каждый выбирает стихотворение по своему вкусу. Часто это «Стансы» Пушкина и «Вечерний звон» Козлова, поскольку именно они не только производят сильное впечатление на читателя, но и легче других запоминаются. Проникнутые общим пафосом, стихотворения несут читателю веру в силу своей родины, в ее ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ XIII Опишите вторую встречу Гринева с Иваном Ивановичем Зуриным. Сопоставьте ее со сценой знакомства Гринева и Зурина. Подумайте, изменились ли герои, как повлияли на них обстоятельства. Неожиданная встреча Гринева с Зуриным в городке, куда они подъехали с Машей, была счастливой случайностью, Петр рассказал о своей судьбе, и они вместе решили, что Гриневу нужно остаться воевать в ... Читать далее...
- Задания по теме «Технические средства информирования Цель практических занятий — дать общее представление о технических средствах, используемых для передачи информации, не требующей немедленного ответа реципиента, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; научиться оценивать функциональную и экономическую рациональность применения технических средств коммуникаций в конкретных ситуациях делового общения; при наличии в вузе технических средств коммуникаций — сформировать практические навыки ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 20-х ГОДОВ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ По словарю литературоведческих терминов выпишите определения понятий «трагедия», «катарсис». На примере одного-двух произведений покажите, что трагедийное начало было свойственно литературе 20-х годов о революции и гражданской войне. Подготовьте ответ на вопрос «Человек и история в литературе 20-х годов». Обратите внимание на следующие аспекты: — острота исторических и нравственных конфликтов; — нравственно-этическая ... Читать далее...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ по Пушкину Какие жанры лирики Пушкина вам известны? Пушкин блестяще владел всеми жанрами лирической поэзии. Среди них элегии, послания, сонеты, романсы, стансы, эпиграммы и просто стихотворения, глубочайшие по смыслу и совершенные по художественному исполнению. Какие признаки помогают отличить друг от друга стихотворения разных жанров? Различать поэтические жанры нелегко, потому что в одном стихотворении могут сочетаться признаки двух ... Читать далее...
- Вопросы и задания по творчеству Гумилева Фрагменты из учебной хрестоматии 1. А. А. Ахматова писала о своем образе в гумилевских стихах: «Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюбленной в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мертвой, но всегда чужой». Соотнесите эти слова А. А. Ахматовой со стихотворениями ... Читать далее...
- ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Сонеты Какие из приведенных выше сонетов точно отвечают требованиям, которые предъявляются к этой стихотворной форме? Среди приведенных выше сонетов нет ни «безголовых», ни «хвостатых» (см. определения в учебнике-хрестоматии). Все они четко воспроизводят типовую структуру сонета: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Рифмы у большинства сонетов расположены стандартно: abab abab ccd ede («Сонет» А. Пушкина); abab ... Читать далее...
- Вопросы и задания. Краткое изложение текста < p>Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой » Дикий помещик«? Каков ее смысл? Какие художественные ... Читать далее...
- Задания по теме «Телефонный разговор» Цель практических занятий — обсудить особенности телефонной коммуникации; отработать навыки использования этикетно-речевых формул общения по телефону. В заданиях по теме «Телефонный разговор» используются следующие термины: Телефонный разговор — контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников, при котором отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по ... Читать далее...
- Вопросы и задания по поэзии XVIII века Тема «Русская поэзия XVIII века» традиционно является сложной как для школьников, так и для учителей. Для ребят это начальные шаги в изучении историко-литературного процесса, произведений, которые редко находят отклик в сердцах юных читателей. Именно это и служит причиной возникновения сложностей в работе учителя: перед ним встает вопрос, как сделать так, чтобы произведения далекого от школьников ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Запишите в тетради все известные вам произведения А. С. Пушкина. Определите жанр каждого. Ответ одного из семиклассников. «Я полюбил произведения Пушкина еще в детстве. Сначала мне читали родители его сказки, а затем я перечитал их самостоятельно. Меня совершенно очаровали «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о царе ... Читать далее...
- Задания по теме «Деловое совещание» Цель практических заданий — обсудить особенности делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отработать навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. В заданиях по теме «Деловое совещание» используются следующие термины: Деловое совещание — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Дискуссия — общение на основе доводов и аргументов с целью поиска правильного ... Читать далее...
- Вопросы и задания сатиры Салтыкова-Щедрина Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой » Дикий помещик«? Каков ее смысл? Какие художественные приемы ... Читать далее...
- Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Творчество Лермонтова повлияло на последующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским монологом. Обычно отмечают влияние Лермонтова на произведения Некрасова. Попробуйте вспомнить уже знакомые вам произведения Некрасова, в которых есть такое сходство. Вам знакомы «Соловей», «Школьник», «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова. Сравните элегии ... Читать далее...
- Задания по теме «Технические средства обсуждения» Цель практических занятий — дать студентам общее представление о технических средствах, используемых для обмена информацией в интерактивном режиме, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; получить практические навыки работы с простейшими устройствами этого класса. В заданиях по теме «Технические средства обсуждения» используются следующие термины: Internet-телефония — метод телефонии, использующий для ведения переговоров ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ II Внимательно прочитайте описание пейзажа от слов: «Я приближался к месту моего назначения…» до слов «Я проснулся. Лошади стояли…». Подготовьте выразительное чтение описания бурана. Выразительное чтение описания бурана вы уже готовили, когда читали очерк С. Т. Аксакова «Буран». Описание бурана в «Капитанской дочке» во многом написано под впечатлением чтения этого очерка. Но стоит проследить за ходом ... Читать далее...
- Вопросы по теме «древнегреческая лирика». Тиртей и архилох Что означает термин лирика? Термин «лирика» происходит от названия музыкального инструмента — лиры, под аккомпанемент которого выполнялись стихотворные произведения. Изобретение лиры миф приписывает богу Гермесу. Термин «лирика» возник в эпоху александровских филологов, вытеснив более раннее название «мелика» (от тейох — песня). С того времени ее начали применять относительно тех видов песен, которые выполнялись под аккомпанемент ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VI Опишите совещание у коменданта, которое проходило в обстановке «полной секретности». Совещание у коменданта, которое проходило в обстановке «полной секретности», было посвящено приближению войск Пугачева. Для этого капитан Миронов прочитал своим офицерам бумагу, присланную в крепость генералом. Комендант понимал, что «принять надлежащие меры» в его условиях нереально, но обратим внимание на его выводы: «Однако делать нечего, ... Читать далее...
- Задания по теме «Особенности общения с аудиторией радио и телевидения» Цель практических занятий — обсудить социально-психологические особенности радио — и телевизионной аудитории; определить, как формируется и какое влияние оказывает образ выступающего по радио и телевидению на массовую аудиторию. В заданиях по теме «Особенности общения с аудиторией радио и телевидения» используются следующие термины. Аудитория — совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации и которые воспринимают ... Читать далее...
- Тестовые задания по теме «Алгоритм. Свойства алгоритмов» Тестовые задания по теме «Алгоритм. Свойства алгоритмов» Алгоритм — это: А) правила выполнения определенных действий; Б) ориентированный граф, указывающий Порядок исполнения некоторого набора команд; В) понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение поставленной цели; Г) набор команд для компьютера; Д) протокол вычислительной сети. Суть такого свойства алгоритма, как Результативность, заключается в ... Читать далее...
- А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ VIII В главе VII Маша обращается к отцу за благословением — «бледная и трепещущая», а в главе VIII в разгромленной комнате Маши из-за шкапа выбирается Палаша, тоже «бледная и трепещущая». Как объяснить такое повторение эпитетов? Такое повторение эпитетов помогает передать общую атмосферу, которая царила в эти часы в крепости. Бедные девушки были потрясены и не могли ... Читать далее...
- Тестовые задания по русскому языку по теме «Фонетика» в 5 классе Тестирование по теме «Фонетика» в 5 классе (Русский язык) 1.Ороэпия — это раздел науки о языке, изучаючий : А) звуки речи; Б) правила произношения звуков; В) согласные звуки, 2. В русском языке звуков: А) 5 гласных и 36 согласных; Б) 10 гласных и 36 согласных; В) 6 гласных и 36 согласных; 3. Безударное положение гласных ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»? К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: «Минули годы, годы, годы…»; «Пропало славы обветшалой воспоминанье ... Читать далее...
- Вопросы с ответами по теме «Мир фантазии, мудрости» Что означает термин «фольклор»? Буквальный перевод термина «фольклор» — народное творчество. Каковы главные признаки народного творчества? Главными признаками фольклора являются его коллективность, традиционность и вариативность, устный способ создания и распространения произведений. Также ему присуще объединение коллективного и индивидуального. Индивидуальное, созданное талантливой личностью, быстро распространяется, когда оно выражает чувство коллектива, приходится по душе многим. На какие ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиграции», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. «Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы ... Читать далее...
- Тестовые задания по теме «Русская литература первой половины XIX века» Тестовые задания по теме «Русская литература первой половины XIX века» Вариант 1. Художественное направление (в России — в конце XVIII и начале XIX в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы — А) классицизм б) сентиментализм В) романтизм г) реализм 2. Жанр, обеспечивший В. А. Жуковскому славу в ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к народной исторической песне «Правеж» Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, ... Читать далее...
- Вопросы с ответами по теме «Литература второй половины XX столетия» Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили дальнейшее развитие во второй половине ХХ века? Во второй половине XX ст. дальнейшее развитие получили экзистенциализм (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.), западный модернизм (В. Дж. Голдинг, Дж. Апдайк и др.), научная фантастика (Р. Бредбери, ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Лирика А. С. Пушкина» Место лирических стихотворений в творчестве А. С. Пушкина. Великий национальный поэт России писал лирические стихотворения на протяжении всей жизни. В них отразился богатейший духовный мир поэта, его отношение к жизни, его переживания. Судьбу поэта никто не назвал бы легкой, но его лирика поражает оптимизмом, верой в жизнь, добрые начала в человеке. В стихотворениях Пушкина нашли ... Читать далее...
- Вопросы с ответами к теме «Героические песни народов мира» Робин Гуд — герой английских баллад. У Робин Гуда был исторический прототип. Это один из «лесных братьев» в Англии на изломе ХІІ-ХІII столетий, которые в воображении народа превратились на защитников простого народа, который страдал от норманнских завоевателей. Герой Робин Гуд, которого создало народное воображение, должен был стать идеалом и опорой для тех, кто ведет борьбу ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Древнерусская литература» Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений? Чтение художественного произведения — всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными. Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Поэты о Великой Отечественной войне» (№2) Почему песня «Священная война» стала эмблемой патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны? В песне «Священная война» В. Лебедева-Кумача выразилась вся сила ненависти к фашизму и любви к Родине. В песне звучал и призыв «Вставай, страна огромная!», и клятва «Дадим отпор душителям», и определение войны как народной и священной. Слова отражали всю гамму чувств, ... Читать далее...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по А. Н. Толстому ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Подготовьте тезисы к устному ответу на вопрос «Петр Первый» А.Н. Толстого как исторический роман». Составьте план ответа на вопрос «Сторонники петровских преобразований в романе». Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение «обрастать» талантливыми людьми? Подберите примеры, показывающие отношение Петра I к ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни ничего такого, о чем он не подумал и не написал бы. Лермонтов преимущественно (не забудем при этом, что он прожил на десять лет меньше Пушкина и погиб совсем юным) поэт одной темы. О чем бы ... Читать далее...
- Историческая песня фольклор (Детские народные сказки) Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к теме «Портреты» Как вы думаете, почему в произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо? В сказках, былинах и других произведениях фольклора все положительные герои на одно лицо. Стоит сказать: «красная девица» или «добрый молодец», и все становится понятным. Даже когда А. С. Пушкин сочинял сказки, то и его герои были сходны с фольклорными: «тридцать витязей прекрасных», ... Читать далее...
- Контрольные вопросы с ответами к теме «Литературные сказки» Назовите известные вам литературные сказки и авторов. Почему сестры не узнанали Золушку на балле? Золушка почти весь день работала не возлагая рук, ей приходилось выполнять всю домашнюю работу. Дочери никогда не обращали на нее внимания, они не видели, что даже одетая в лохмотья утомленная Золушка красивее за них. У девушки не было красивой одежды, ей ... Читать далее...
Вопросы и задания ко всей теме Фольклор