Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по теме ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Составьте план-конспект главы “Литература русского зарубежья”. Обратите особое внимание на смысл понятия “миссия русской эмиграции”, на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры. “Что такое русская литература XX века, на это не может в отдельности ответить ни зарубежье, ни СССР”, – писал в 70-е годы критик-эмигрант В. Вейдле. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Докажите свою мысль на примере конкретных имен и произведений.
Выучите наизусть и проанализируйте одно стихотворение поэта русского зарубежья (3. Гиппиус, К. Бальмонта, М. Цветаевой, И. Бродского и др.). Подготовьте подробную характеристику творчества одного автора. “…Это русские струны В старой лире болят” (В.
Набоков) (по произведениям писателей русского зарубежья). Нравственные ценности русского народа в произведениях
Тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья (произведения по выбору). Русский человек “на сквозняке истории” (по произведениям советских авторов и писателей зарубежья). “Когда мы в Россию вернемся…” (Г. Адамович). Ваша встреча с творчеством писателя русского зарубежья (произведения по выбору).
Надо ли переписывать заново историю отечественной литературы XX в.?
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Маяковскому Подготовьте ответ на вопрос: “Новаторство В. Маяковского”. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского: традиции и новаторство. Для ответа на этот вопрос выучите наизусть одно стихотворение поэта и, дав общий обзор темы, проанализируйте это стихотворение подробно, определяя особенности лексики, образной системы, стиха, рифм. Сатира Маяковского: темы, жанры, приемы сатиры. Выучите одно стихотворение наизусть и подробно […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Шолохову ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Сопоставьте роман М. Шолохова “Тихий Дон” с известными вам произведениями 20-х годов о гражданской войне (“Железный поток”А. Серафимовича, “Чапаев” Д. Фурманова, “Разгром” А. Фадеева и др.). В чем, на ваш взгляд, проявляется своеобразие шолоховского видения мира и человека? Какую роль играют женские образы в романе “Тихий Дон”? Расскажите подробнее об одной […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Бунину ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Прочитайте рассказ И.С. Тургенева “Бежин луг” и “Ночной разговор” И.А. Бунина”. Сравните изображение крестьян в этих произведениях. Обратите внимание на характер и роль пейзажа, особенности портрета, композиции, функции рассказчика. Объясните причину обращения к жанровой форме очерка. Сделайте вывод о том новом, что внес И.А. Бунин в художественное изображение русского характера. Проанализируйте […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по А. Н. Толстому ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Подготовьте тезисы к устному ответу на вопрос “Петр Первый” А.Н. Толстого как исторический роман”. Составьте план ответа на вопрос “Сторонники петровских преобразований в романе”. Подумайте, какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательной деятельности? Как характеризует Петра умение “обрастать” талантливыми людьми? Подберите примеры, показывающие отношение Петра I к […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Булгакову ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Своеобразие композиции романа “Мастер и Маргарита”. Роль библейских глав в романе. Как они связаны с современными? В чем своеобразие булгаковской трактовки библейских образов? О чем спорят герои в 1-й главе романа? Проанализируйте подробно 2-ю главу произведения. Какие философские проблемы решаются в ней? Почему мастер заслужил “покой”, а не “свет”? Это награда […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому Прочитайте поэму “Василий Теркин”. Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и событий использовались в них? В чем состоит отличие поэмы А. Твардовского? Докажите, что поэма “Василий Теркин” – эпос Великой Отечественной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведении? Раскройте смысл авторского определения “война-работа”. Проанализируйте главы “Перед боем”, “Бой в болоте”, “Переправа”, […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Гончар “Собор” Гончар. “Собор” (1967, на русском языке издан в 1987 г.) Какие актуальные проблемы современности подняты в произведении? Раскройте на конкретных примерах из романа взаимосвязь между углублением экологического кризиса и разрушением духовного здоровья человека. Как вы понимаете слова: “Соборы душ своих берегите, друзья!”? Какие нравственные и эстетические ценности утверждает автор в произведении? Раскройте основной конфликтпроизведения – […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Распутина “Живи и помни В. Распутин. “Живи и помни” (1974) Объясните причину обращения писателя, который не был участником войны, к военным событиям. Что нового вносит В. Распутин в решение этой темы? Есть ли в произведении батальные сцены? Покажите, как избранный материал помогает в решении нравственных и философских проблем. В чем суть преступления Гуськова? Какие мотивы выдвигает Андрей в свое […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Айтматову “Белый пароход” Айтматов. “Белый пароход” (1970) Расскажите о жизни мальчика на лесном кордоне. Какую роль сыграл в его становлении старик Момун? Покажите, как соотносятся в жизни мальчика реальность и сказка. Раскройте многозначность образа Рогатой матери-оленихи. Как связан в произведении сюжет этого древнего мифа с развернувшимися на кордоне событиями? Как способствует обращение к мифуфилософскому углублению содержания? Охарактеризуйте основной […]...
- Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по произведению Бондарева “Берег” Ю. Бондарев. “Берег” (1974) Объясните особенности построенияпроизведения. Почему часть, посвященная войне, занимает в романе центральное положение? Объясните смысл ее заглавия. Можно ли рассматривать роман по частям или он представляет собой единое, связанное по определенным законам целое? Какова взаимосвязь между частями произведения? Какие важные социально-политические, идеологические, философские проблемы решает Ю. Бондарев? Как соотносятся между собой конфликты […]...
- Литература русского зарубежья Литература русского зарубежья складывается из трех волн русской эмиграции. Эмиграция первой волны – трагическая страница русской культуры. Это уникальное явление и по массовости, и по вкладу в мировую культуру. Массовый исход из Советской России начался уже в 1919 году. Уехало более 150 писателей и более 2 млн. человек. В 1922 году по постановлению государственного политического […]...
- Темы сочинений по лирике серебряного века < p>1. “Поэзия как волшебство”: звук и смысл в лирике начала XX века (на материале нескольких стихотворений одного из поэтов по выбору). 2. “Высокое ремесло”: обновление поэтической формы в лирике серебряного века (на материале творчества одного из поэтов). 3. Поэзия мысли и поэзия души в творчестве мастеров серебряного века (на материале по выбору учащихся). 4. […]...
- Литература русского зарубежья. “Вторая волна” русской литературной эмиграции. Иосиф Бродский 1. Краткая хронология событий, предшествующих отъезду Бродского из СССР. 2. Масштаб творческого наследия Иосифа Бродского, стилистика и принципиальная особенность его произведений. 3. Личные переживания и превратности судьбы: внутренний диалог поэта с окружающей действительностью. Запрягай коня да вези меня, Там не терем стоит, а сосновый скит, И цветет вокруг монастырский луг: Ни амбаров, ни губ, ни […]...
- Память как важная художественная категория в прозе русского зарубежья Проза русского зарубежья – много авторов, много видов литературы. Революция и гражданская война привели к невиданному явлению в литературе – ситуация раскола, появляется огромное ко-во людей, живущих в другой стране, закрывшие за собой жизнь навсегда. Формы отъезда: беженство – человек под гнетом обстоятельств, взяв минимум с собой, уезжает на первом корабле, стремительный отъезд; высылка – […]...
- Последний русского зарубежья И главное, главное: Россия… Б. К. Зайцев Из писателей-изгнанников Борис Зайцев внес едва ли не самый значительный вклад в русскую литературу 20 века. Поэт прозы, крупнейший представитель русского литературного зарубежья, сподвижник и друг великого Бунина, Борис Константинович Зайцев без малого три четверти века служил русской литературе (1881-1972). Он был во всех отношениях “последним” в русском […]...
- Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья События 1917 года в России изменили жизнь миллионов людей. Кому-то революция принесла новые надежды и перспективы, кому-то – разочарования, крушения, расставание с домом, родными и близкими, с Родиной. Известно, что за время событий Октябрьской революции и гражданской войны страну покинуло огромное количество русской элиты: аристократы, люди, во многом составляющие основу нации. В этих рядах было […]...
- Тема родины в стихотворениях поэтов русского зарубежья Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти. Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без […]...
- Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Тестовые задания по теме “Русская литература первой половины XIX века” Вариант 1. Художественное направление (в России – в конце XVIII и начале XIX в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы – А) классицизм б) сентиментализм В) романтизм г) реализм 2. Жанр, обеспечивший В. А. Жуковскому славу в […]...
- Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Вопросы и задания ко всей теме Фольклор Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к […]...
- Подготовка к ЕГЭ Задания типа 1 – 10, 15, 16 Подготовка к ЕГЭ Задания типа 1 – 10, 15, 16. Вариант 1 1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Французские ученые Мирбель и Ламарк установили, что все животные организмы и растения состоят из клеток, однако впервые идея о том, что клетка является основной структурной единицей любого организма, […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина < p>1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. “Сказки” М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. […]...
- Темы сочинений по творчеству Бунина < p>1. Вечное и “вещное” в изображении Бунина (на материале рассказа “Господин из Сан-Франциско”). 2. Предметная детализация и символика в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. 3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”. 4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”. 5. “Дар имени…” (употребление собственных […]...
- Темы сочинений на экзамене по литературе 1. “Город пышный, город бедный.” по произведениям А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. . 2. Родион Раскольников и Соня Мармеладова как два полюса души Петербурга по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. . 3. Почему вступление к поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” стало восприниматься жителями Петербурга как гимн великому городу? 4. Мой […]...
- Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова < p>1. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. 2. Образ героя 30-х гг. XIX в. 3. Композиция романа “Герой нашего времени” и ее роль в раскрытии личности Печорина. 4. “Лишние люди” в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. 5. Печорин и Грушницкий. 6. Женские образы в романе […]...
- Темы сочинений по повести “Собачье сердце” < p>1. Смысл названия повести “Собачье сердце”. 2. Портрет эпохи в повести “Собачье сердце”. 3. Художественное своеобразие повести “Собачье сердце”. 4. “Великие преобразователи природы” (по повестям М. А. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести “Собачье сердце”. 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести […]...
- ТЕМЫ сочинений ГИА 2014 года По сборнику Н. А. Сениной Тест 1 “Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия” И. Б. Голуб Тест 2 “Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях”. И. Б. Голуб Тест 3 “Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы […]...
- Подготовка к сочинению по теме “Роль Луки в пьесе М. Горького “На дне”” С тех пор как во многих вузах отменили на вступительных экзаменах сочинение, учителю литературы в старших классах (особенно в выпускном) стало работать очень сложно. Школьники относятся к урокам литературы как к чему-то второстепенному, не заслуживающему внимания. Думаю, что и читают заданное если не единицы, то очень немногие. И дело не только в лени ребят. Подготовительные […]...
- Темы сочинений по творчеству И. А. Гончарова Обломов и Штольц I. Принцип антитезы – характерная черта романов И. А. Гончарова: 1) каждая историческая эпоха рождает “новых людей” и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое; 2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редними и деятельными: Петр Адуев – Александр Адуев (“Обыкновенная история”), Штольц – Обломов (“Обломов”), Райский – Волохов (“Обрыв”). П. […]...
- “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы, мотивы и образы в художественной литературе “Вечные” темы – это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К “вечным” темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие. Мотив – минимальный значимый компонент повествования. […]...
- Взгляд на темы сочинений по русской литературе выпускников 2002 года Признаемся, что заголовок подсказан статьей В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1846 года” (или в другой статье – 1847 год). Но не станем покушаться на всю русскую литературу, как это сделал великий критик, а обратимся только к темам предстоящего экзаменационного Сочинения, что, согласитесь, тоже немаловажно. Предоставим слово ученикам выпускного класса одной из московских школ. […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров и направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. Отражение в литературе судьбы человека в тоталитарном […]...
- План к теме: “Вечные” темы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Место романа “Мастер и Маргарита” в жизни и творчестве его автора. Над романом “Мастер и Маргарита” Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 […]...
- Примерные темы выпускных сочинений по направлениям Предлагаем вам примерные темы выпускных сочинений по направлениям. Готовы выслушать Ваши предложения по дополнению списка. 1.Время: Проблемы века Время поиска Время рассказать о человеке. Человек и время Общество и эпоха Время мужания Время испытаний Пора взросления Время, вперед! Герой и. нашего времени “О времена, о нравы!” Марк Туллий Цицерон. История – ключ к пониманию народа […]...
- Планы, темы сочинений и ответы по литературе средневековья Культуру, какого столетия заведены называть средневековой? Хронологическими границами средневековье заведено считать период от распада Римской империи в V столетии к падению Византии в XV столетии. Некоторые ученые делят этот этап на несколько периодов: раннее средневековье (с начала до XI столетия), среднее средневековье (XII – начало XIV столетие) и Возрождение (XIV – начало XVII столетия). Какие […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Вопросы с ответами по теме “Литература Возрождения” Назовите временные границы эпохи Возрождения (Ренесанса). Какая страна первой стала на путь Возрождения? Какие социальные и экономические причины возрождения духовности и культурного подъема? Феодальная раздробленность, которая существовала в средние века, феодальные распри и отсутствие свободного общения людей мешало развитию торговли, науки и культуры. Существование границ и разобщенности стало восприниматься как препятствие для развития прогресса. В […]...
- Задания по теме “Телефонный разговор” Цель практических занятий – обсудить особенности телефонной коммуникации; отработать навыки использования этикетно-речевых формул общения по телефону. В заданиях по теме “Телефонный разговор” используются следующие термины: Телефонный разговор – контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников, при котором отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по […]...
- Задания по теме “Технические средства информирования Цель практических занятий – дать общее представление о технических средствах, используемых для передачи информации, не требующей немедленного ответа реципиента, а также об основных терминах, встречающихся при описании этих средств; научиться оценивать функциональную и экономическую рациональность применения технических средств коммуникаций в конкретных ситуациях делового общения; при наличии в вузе технических средств коммуникаций – сформировать практические навыки […]...
- Сочинение на тему: “Литература и история. Связанны ли они и почему?” Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX-XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отразить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни русского народа. Богатейший кладезь русского народного творчества способствовал своими темами развитию художественной литературы, обогащал ее своими художественными приемами, идеями и темами, […]...