Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе



Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.

“Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания

ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы” – Пишет Н. Е. Щуркова.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 – 19 века

в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского.

Классно-урочная система, первоначально разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге “Великая дидактика”.

В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия “урок”. Но самое полное определение предложенное В. А. Сластениным: “Урок – это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников”.

Щуркова Н. Е. дает такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Урок – это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.

Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в “клеточке”, есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.

Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.

На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.

Требования к подготовке и организации урока:

Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения); Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал; Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен быть воспитывающим; Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов; На уроке следует воспитывать любовь к природе; Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными; В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

беседа; лекции; экскурсии; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; комбинированные.

Требования к проведению урока:

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными; Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Эффективность современного урока:

Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; Темп урока оптимален для данного коллектива детей; В течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.

Каждый урок имеет внутреннее строение – структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов.

Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.

Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Примерная схема анализа урока:

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

– готовность учителя к уроку – наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т. д.;

– подготовленность учащихся к уроку;

– подготовленность классной комнаты.

4. Организационная структура урока:

– мобилизующее начало урока;

– последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

– насыщенность урока, темп его проведения и т. д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

– обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

– соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

– соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т. д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

– цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

– обоснование выбора методов обучения;

– пути реализации дидактических принципов в обучении;

– индивидуализация и дифференциация в обучении;

– взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

– научность и доступность изложения новых знаний;

– использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

– организация закрепления учебного материала;

– организация самостоятельной работы учащихся;

– проверка и оценка знаний и умений учащихся;

– вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

– отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

– задание на Дом и проявленное учителем внимание к нему;

– пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

– эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

– контакт учителя с классом и т. д.

8. Деятельность учащихся:

– подготовка рабочего места;

– поведение учащихся на уроке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т. д.;

– интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

– состояние их устной и письменной речи;

– знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

– отношение учащихся к учителю;

– степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т. д.

9. Выводы:

– выполнение плана урока;

– достижение целей урока;

– интересное на уроке;

– что произвело наибольшее впечатление;

– какие изменения целесообразно внести;

– оценка урока.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, чтобы не только вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе