Интерактивные технологии обучения младших школьников

Повлиять на традиционный процесс обучения, повысить его эффективность, направить его на развитие личности ученика поможет использование интерактивных технологий в обучении.

Слово “интерактив” – (с англ.) от слова “интеракт”, где “интер” – взаимный и “акт” – действовать. Таким образом, интерактивный – способный к взаимодействию, диалогу.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предвиденную цель – создать комфортные условия

обучения, в которых каждый ученик почувствует свою успешность, интеллектуальные возможности.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик, и учитель равноправные, равнозначные субъекты обучения, понимают, что они делают, рефликсируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение

проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, вырабатыванию ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива.

Во время интерактивного обучения учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать решения.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Их можно использовать как на уроке, так и на занятиях, при проведении внеклассных мероприятий.

Хочу остановиться на некоторых интерактивных методах обучений в практике работы начальной школы.

Коллективная (кооперативная) форма учебной деятельности.

В своей работе я использую кооперативную форму обучения. Дети садятся в круг и я вместе с ними. Всегда сижу на одном уровне с детьми (или на стульчиках, или за партами).

Кооперативное обучение открывает для учеников возможности сотрудничества со своими сверстниками, позволяет реализовать природное стремление каждого человека для общения, способствует достижению учениками необходимых результатов усвоения знаний и формирования умений.

Когда мы начинаем эту работу, то вместе с детьми вырабатываем правила работы в группе кооперативного обучения: внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над чужими ошибками, правило “поднятой руки”, относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие относились к тебе.

Работа в малых группах.

Работу в группах следует использовать для решения сложных проблем, которые требуют коллективного разума. Дети должны почувствовать личную ответственность за то, как работает группа. Каждый ребенок получает роль.

Например: докладчик, секретарь, хронометрист, чтец, завхоз. Микрофон.

Разновидность общегруппового обсуждения.

Дает возможность каждому высказаться быстро, по очереди, отвечая на вопросы, или выражая собственную позицию.

Мозговой штурм.

Широко используется для создания нескольких решений конкретной проблемы. Побуждает учеников проявлять внимание и творчество, дает возможность свободно высказывать свои мысли. Цель – собрать как можно больше идей для решения проблемы.

Карусель.

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутренне кольцо – неподвижно сидящие ученики, а внешнее – ученики через 30 секунд меняются. Таким образом, они обговаривают тему и убеждают в своей правоте собеседника.

Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Общая дискуссия. Воспроизведение информации.

Незаконченное предложение.

Работа по этой методике дает возможность присутствующим преодолеть стереотипы, свободно высказаться по предложенным темам, отрабатывать умения говорить коротко и убедительно.

К методам интерактивного обучения относятся также создание благоприятной психологической обстановки.

Упражнения – энергизаторы.

В результате использования энергизатора обновляется энергия класса, внимание снова обращается к учителю, дети, которые получили удовольствие, снова чувствуют себя включенными в работу. Примеры энергизаторов: энергизатор Веселая Вера “Аллитерация имени” (особенно эффективен при знакомстве или изучении темы “Внешность и характер”), “Комплимент”, “В нашем классе все друзья”, “Лучшее место на земле”.

Методы рефлексии обычно используются на завершающем этапе урока. Они направлены на самоанализ и самооценки участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов.

Оценка уроков учащимися показывает, были ли они эмоционально задействованы в то, что происходило на уроке, а так же, что они усвоили. Для учителя очень важна такая обратная связь. В конце урока дети дорисовывают клоуну рот, который соответствует настроению ребенка после работы и дописывает незаконченное предложение “На уроке я узнала…”, “Больше всего мне понравилось…”.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личному росту, развитию. Использование в педагогическом процессе технологий интерактивного обучения – необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Интерактивные технологии обучения младших школьников