Тема сочинения и ее раскрытие в начальной школе
Тема – это предмет сочинения, то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.
Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период – определение тематики сочинений, рассказов.
Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена
Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для них важном, поделиться
Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко: пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой.
Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда дети умеют найти границы темы.
Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. В работе над рассказом или сочинением можно идти от накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения.
Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.
Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, отбирается наиболее важное, систематизируется, и затем дети пишут текст. Работа над некоторыми темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.
- Как писать сочинение по картинам в начальной школе Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. В школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны […]...
- Как писать сочинение по наблюдениям в начальной школе Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в […]...
- Тема сочинения. об эпизоде как методическая проблема. в старшей. школе Не секрет, что формулирование тем Сочинения, в особенности выпускного, никогда не было задачей сугубо методической. На протяжении как минимум последних двадцати лет кое-что в подходах неоднократно менялось, порой принципиально, хотя и ненадолго. Те, кто предложил несколько лет назад включить в число экзаменационных тем анализ эпизода, тем самым обозначили важный поворот в текстуальном изучении эпического и […]...
- Паучок (Физкультминутка в начальной школе) Паучок на лавку упал, (Упор присев.) Нечаянно лапку сломал, (Прыжки на правой, затем на левой ноге.) В городскую лавку сходил (Стойка, руки за голову.) И другую лапку купил. (Левую ногу вперед на пятку, затем назад на носок и два притопа “ковырялочка”. ) Ты смотри, паучок, не зевай, Больше лапок себе не ломай. (Повторить с другой […]...
- Значение уроков технологии в начальной школе На уроках технологии учитель помогает ребенку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение от низкопробного. На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных […]...
- Конспект занятия в начальной школе. Права детей Занятие по курсу “Права ребенка ” для детей 6-8 лет Автор: воспитатель Петухова Жанна Викторовна МКДОУ Бугалышский детский сад №2 с. Средний Бугалыш Тема: “Права детей ” Заметка: занятие ориентировано на младший школьный возраст, но можно адаптировать и для старшего дошкольного возраста. Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и […]...
- Семейный праздник к 23 февраля и 8 марта в начальной школе Сценарий семейного праздника в начальной школеСценарий семейного праздника “Всему начало – отчий Дом “ Описание работы: материал создан для учителей начальных классов, может быть использован для проведения мероприятий ко Дню защитника Отечества и 8 марта. Цели: 1). Поддержка инициативы и самостоятельности детей и их родителей 2). Развитие творческих способностей учащихся 3). Вовлечение родителей в совместную […]...
- Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе Предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) в начальной школе. Мойсеева Людмила Александровна, учитель начальных классов высшей кв. кат. МБОШИ ТЛИ №128 Методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителем, […]...
- Спортивный праздник в начальной школе. Сценарий Сценарий спортивного праздника для младших школьниковСПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК “Здоров будешь – все добудешь” Цели: – Развитие ловкости, спортивного азарта, выносливости, внимательности; – Воспитать любовь к спортивным занятиям, играм на свежем воздухе; – Пропаганде ЗОЖ. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – лесная поляна. Участвуют 3 команды Заранее выбирается в лесу полянка, на которой размечают места, где будут проводиться различные игры. […]...
- Сценарий праздника в начальной школе “О спорт, ты – мир” Занятие “О спорт, ты – мир” Цель проведения: 1. Познакомить обучающиеся историей Олимпийских игр. 2. Формировать стремление к здоровому образу жизни, воспитывая на примерах спортсменов, которые занимаются олимпийскими видами спорта. 3. Воспитывать гордость за свою страну. Ведущий: Праздник спортивный гордо Вступает в свои права. Солнце Улыбки доброй Встречает его детвора Добрый день, дорогие друзья! Мы […]...
- Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. “Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению […]...
- Олимпиадные задания по ОПК в начальной школе или материал для обобщения Олимпиадные задания по основам Православной культуры в начальной школе, Учителя начальных классов Соловьевой Е. В. МОУ Никольская начальная общеобразовательная школа Лесной район, Тверская область. 1. Объясни понятия и дай им определение: Православие. Троица, христианин. Монастырь, красота рукотворная, красота нерукотворная, монах, иконга, храм, молитва, иконостас, Библия, Евангелия, апостол, крест, Туринская плащаница, Пасха, страстотерпцы. 2.Назови три самые […]...
- Сценарий интеллектуального занятия в начальной школе по литературному чтению: “Русские народные сказки” Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе. СценарийСценарий интеллектуального занятияпо литературному чтению: “Русские народные сказки” Автор: Агаджанова Виктория Станиславовна, студенткаГБОУ СПО ЕПК КК. Описание работы: Данная работа представляет сценарий интеллектуального занятия для учащихся начальной школы (7-10 лет). С помощью не стандартной формы ученики могу укрепить свои знанияо русских народных сказках, а так же интересно и […]...
- Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе по теме: Сказки Сценарий конкурсной программы для младших школьников по сказкам Автор: Жилина Наталья Евгеньевна, учитель начальных классов ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро; село Тяглое Озеро, Самарская область, Пестравский район Внеклассное мероприятие в начальной школе “В гостях у сказки “ Цель: Повторить и систематизировать знания о сказках. Задачи: 1)развитие речи, мышления, воображения; умения отвечать на вопросы; 2)воспитание любви […]...
- Как писать сочинения миниатюры Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной форме преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или […]...
- Алгоритм написания итогового сочинения. Практические советы Ребята, при написании и проверке сочинения следуйте советам опытного учителя. 1.Вступление 60-70 слов. : Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? Отражено ли это во вступлении? Намечена ли цель сочинения? Сужена ли тема? 2.Есть ли переход к основной части? – Эта проблема поднимается во многих произведениях русской мировой, современной, .. литературы.. – Так, в […]...
- Критерии оценки за сочинения по егэ 2012 Наиболее важными при выставлении оценки по литературе являются следующие факторы: 1. Соответствует ли содержание сочинения предложенной теме; насколько полно раскрыта тема в работе. 2. Анализирует ли абитуриент текст произведения, подтверждает ли свои мысли примерами и цитатами из текста. 3. Композиция сочинения (присутствуют ли в работе все композиционные части, правильно ли они оформлены). 4. Насколько самостоятельны […]...
- Структура сочинения Сочинение состоит из трех частей. В сочинениях на литературные темы это Вступление, основная часть, вывод. В сочинениях на нелитературные и на свободные темы – это Тезис, доказательство, вывод. Вступление к сочинению (тезис) не должно быть стандартным Оно должно отвечать теме, а изложение материала вызывать не только мысли, но и чувства. Важная черта основной части – […]...
- Тема урока – Рассказ А. П. Платонова о школе Цели урока Формирование представлений учащихся о нравственном образце взаимоотношений двух близких людей: сына и матери. Знакомство учащихся с диалогом. Обучение детей чтению диалогов. Материал для чтения А. П. Платонов “Еще мама” (1я часть). Оборудование урока Записи на доске творческих находок детей. Словарь на доске. I. Закрепление изученного материала 1. Проверка домашнего задания (Ребята читают наизусть […]...
- Тема сочинения об отце: Папины руки Отцовские руки сильные, крепкие. Я помню, как в детстве они подбрасывали меня высоко к потолку, почти к люстре, усаживали меня на свои могучие плечи. А как приятно было вместе с папой лепить из гипса фигурки и раскрашивать их красками! Я помню, как мы с папой мастерили для моей младшей сестрички стульчик. Папа учит, как поставить, […]...
- Тема урока Стихи о школе В. Д. Берестова Цели урока Формирование представлений у учащихся об особенностях поэзии В. Д. Берестова. Знакомство с возможностью соотнесения изображенных в произведениях ситуаций с личными впечатлениями детей от школы. Закрепление представлений учащихся о поэзии. Работа над умением выражать чувства интонацией при чтении стихов. Материал для чтения В. Д. Берестов “Устный счет”, “Он руку над партою тянет и тянет…”, […]...
- Памятка по написанию выпускного сочинения Памятка выпускнику Требования к сочинению 1.К сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль работы. Можно обойтись и без эпиграфа.. 2. В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. 3. Важно выполнить требования критерия №1 “Соответствие теме”. Данный критерий нацеливает на проверку содержания […]...
- План сочинения по литературе Подготовка к ЕГЭ: План сочинения по литературе Сочинение или письменная работа на заданную тему показывает общую образованность ученика. Лучше всего писать сочинения простые и понятные, объемом от 150 до 400 слов. В сочинении большего объема трудно избежать ошибок, и оно может утомить проверяющего. Сколько должно быть частей? Три: вступление, основная часть и заключение. Вступление и […]...
- Раскрытие пословице: Делу время потехи час Ничто не воспитывает человека так, как дело. Дело осмысленное, результатами которого можно гордиться. Если умело сочетаются моральные и материальные стимулы, появится в конечном счете и подлинная культура в работе. Но дело не только воспитывает человека, оно помогает добиться определенных высот в любом начинании. В народе всегда уважали трудолюбивых людей. И в фольклоре мы встречаем много […]...
- Анализ стихотворения А – С – Пушкина Няне ” Сочинения, ЕГЭ…: стих, посвященный Арине Родионовне, тема, биография, год Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения А. С. Пушкина Няне ” Сочинения, ЕГЭ…: стих, посвященный Арине Родионовне, тема, биография, год Самым близким человеком и верным другом для Александра Пушкина на протяжении всей его Жизни была няня – Арина Родионовна Яковлева. Поэтому неудивительно, что поэт посвятил ей множество стихов, а образы и темы для поэзий черпал из […]...
- Значение вывода (заключения) для сочинения В заключении делается вывод из всего сказанного, подводится итог сочинению. “Самая ответственная часть речи” – так о заключении говорили еще древние ораторы. Итог может быть двойным – тематическим (окончательная формулировка основной идеи, ставящая точку в процессе раскрытий темы) и эмоциональным. Важно помнить: заключение должно быть непременно замкнуто на теме сочинения – в противном случае тема […]...
- План сочинения по теме раскрытия идейного содержания произведения Более общая тема, связанная с раскрытием идейного содержания произведения, – “Конфликт “отцов” и “детей”. Нужно иметь в виду, что понятия “отцы” и “дети” – условные. Под “отцами” или “старшим поколением”, подразумевали выразителей реакционных общественных взглядов, а “детьми”, или “младшим поколением”, называли сторонников новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух поколений и заключается конфликт романа. Поскольку […]...
- План сочинения – Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского I. Вступление Традиционность этой темы для русской поэзии. Представление о поэте у Пушкина (“пророк”, “сам свой высший суд”), Лермонтова (не понятый толпой, одинокий и гордый), Некрасова (гражданин). II. Главная часть 1. Своеобразие постановки проблемы Маяковским. Он первый заговорил “о месте поэта в рабочем строю”, подчеркивая, что поэзия […]...
- План сочинения: Пушкинская тема в цикле Цветаевой “Стихи к Пушкину” Пушкинская тема в цикле М. Цветаевой “Стихи к Пушкину” “…Поистине первой и неизменной любовью ее [М. Цветаевой] был Пушкин” (Б. Орлов). Основные мотивы и образы цикла: 1) активная позиция автора в борьбе с мещанством “пушкиньянцев”, превративших поэта в “монумент”, “мавзолей”, заклеймивших его “низостью двуединой золота и середины” – “Бич жандармов, бог студентов…”; 2) соотнесенность двух […]...
- Тема сочинения: Актуальность басен Крылова В баснях Крылова – быт и нравы русского народа, его житейский опыт, народная мудрость. По словам В. Г. Белинского, в баснях выразилась “целая сторона русского национального духа: русский практический ум… с острыми зубами, которые больно кусаются. В них вся житейская мудрость, плод практической опытности. И своей собственной, и завещанной отцами из рода в род”. Во […]...
- План сочинения – Семейная тема в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Семейная тема в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, “роевой” жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения – антитезе, – семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе “Война и мир” изображены несколько семей, и все они […]...
- Советы по написанию сочинения Прежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нем, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие ни и более важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти-. Обдумав прочитанное, наметить […]...
- Тема сочинения лирика Генриха Гейне Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с его борьбой за светлое будущее Германии, за свободу и счастье немецкого народа. Творческое наследство Гейне, пронизанное гуманистическими идеалами свободы человеческой личности. Высокое мастерство поэта, блестящий полемический талант публициста сделали идеи Гейне понятными для людей, которые […]...
- Тема сочинения: Сюжет сатиры Салтыкова-Щедрина “Современная идиллия” В 1876 г. Салтыков-Щедрин писал одному из своих корреспондентов: “Тяжело жить современному русскому человеку и даже несколько стыдно. Впрочем, стыдно еще немногим, а большинство даже людей так называемой культуры просто без стыда живет. Пробуждение стыда есть самая в настоящее время благодарная тема для литературной разработки, и я стараюсь, по возможности, трогать ее”. Этой теме писатель […]...
- Тема сочинения: психологические этюды в творчестве Бунина С начала 90-х годов Бунин напряженно ищет новых изобразительных средств, вырабатывает собственную творческую манеру. На этих путях он пытается сочетать реалистические традиции с новыми поэтическими приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму. Писатель создает ряд элегических бессюжетных произведений с зыбкой, размытой фабулой, в которых главное внимание уделено передаче тончайших изменений в настроениях, субъективных мгновенных впечатлений, […]...
- Для чего нужны школьные сочинения Я уже не школьница, но прекрасно помню как мы писали в сочинения за партами. Признаюсь честно не всегда хотелось это делать, особенно, если тема тебе совсем неблизка, но все может изменится в ходе написания сочинения. Когда перед тобой лежит тема которую надо раскрыть-ты начинаешь рассуждать и записывать свои мысли, что-то доказывать и подтверждать примерами из […]...
- Тема сочинения: День Победы 9 Мая С раннего детства мне запомнились торжественные парады, которые демонстрировались по телевидению 9 Мая. Стройные прямоугольники войск, лица седых генералов, многоголосое “ура!”, торжественные песни, звон медалей и орденов, цветы в руках ветеранов Великой Отечественной войны и лица этих пожилых людей, на которых одновременно можно было прочитать и радость, и гордость, и боль, и грусть… Конечно же, […]...
- Тема сочинения по циклу рассказов Тургенева “Записки охотника” Центральным Произведением в раннем творчестве писателя были “Записки охотника”, сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. Здесь Тургенев вплотную подошел к постановке коренного вопроса русской жизни тех лет, подводя читателей к выводу, что именно закрепощенный народ составляет живую душу нации. Антикрепостническая направленность “Записок охотника” выражалась прежде всего в прямом противопоставлении помещиков и крепостных крестьян. С […]...
- Методика изучения лирики в школе Приемы анализа: очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они […]...
- Контрольная работа по математике 5 класс за курс начальной школы ГКСОУ “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Камешково” Контрольная работа по математике 5 класс За курс начальной школы (1 четверть). Учитель математики: Каревская Лариса Александровна. Тема урока: Контрольная работа по математике (5 класс за курс начальной школы 1 четверть). Цель урока: проверить математические знания, умения и навыки учащихся 5 класса, полученные ими в начальной […]...