Тема сочинения. об эпизоде как методическая проблема. в старшей. школе

Не секрет, что формулирование тем Сочинения, в особенности выпускного, никогда не было задачей сугубо методической. На протяжении как минимум последних двадцати лет кое-что в подходах неоднократно менялось, порой принципиально, хотя и ненадолго.

Те, кто предложил несколько лет назад включить в число экзаменационных тем анализ эпизода, тем самым обозначили важный поворот в текстуальном изучении эпического и драматического произведения в школе. Традиционная методика, несомненно, уделяла этому внимание. Да и сама логика изучения такого

рода произведений требует опоры на фрагмент.

Разумеется, возможны и оправданны и те две формулировки, которые до сих пор встречались в экзаменационных вариантах: “роль эпизода” и “анализ эпизода”. В то же время обе эти формулировки имеют очевидные недостатки, чем, по-видимому, и вызвана последовавшая замена одной на другую. Если подходить к теме формально, то, чтобы сочинение о роли эпизода обязательно содержало его анализ, требуется дать дополнительный комментарий.

С другой стороны, тема “анализ эпизода” не включает в свою формулировку указание на необходимость соотнести фрагмент

и целое, и если это не будет сделано, трудно доказать автору сочинения, что он не прав.

Есть и другие неясные моменты: как анализировать вставные эпизоды, содержащие, например, легенды, сны героев, или эпизоды произведений, написанных стихами. Есть немало и других нюансов, которые пока не получили должного освещения в методике.

Остановимся пока на одной из сторон поставленной проблемы.

В каких направлениях может идти трансформация формулировок тем, связанных с анализом эпизода? На наш взгляд, в первую очередь формулировки следует конкретизировать и уточнять. Каким образом – зависит от того, какая цель преследуется при анализе эпизода.

Формулировка может задавать как направление анализа, так и уровень интерпретации текста. Это особенно важно на этапе обучающих сочинений, так как позволяет учащемуся в конечном счете, основываясь на приобретенных умениях, на стадии контрольной или экзаменационной работы даже при отсутствии уточняющей формулировки самостоятельно конкретизировать ее.

Одно из предлагаемых направлений уточнения формулировок – логическое следствие попытки соединить традиционную проблемную тему по всему произведению с материалом конкретного эпизода. Этим достигается, с одной стороны, углубление понимания проблематики произведения, его художественного конфликта, с другой – формируются читательские умения, прежде всего наблюдательность, дается установка на максимально внимательное отношение к слову писателя. Вот несколько примеров возможных формулировок.

Теория Раскольникова как “наполеоновская” идея. (На примере эпизода первой встречи Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем.) “Мысль семейная” в эпизоде “Приезд Николая Ростова в отпуск” (т. 2, ч. 1) в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”. “Мысль народная” в эпизоде “Отъезд Ростовых из Москвы” (т. 3, ч. 3) в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” (на примере главы “Крестьянка”).

Попробуем предвосхитить критические замечания со стороны коллег. Да, возможно, предлагаемый подход ограничивает инициативу учащегося и степень его самостоятельности при анализе эпизода, но это с лихвой компенсируется тем, что пишущий отчетливо видит рамки задания, отчасти даже содержательную и композиционную логику будущего сочинения.

Прокомментируем сочинения школьника на одну из предложенных тем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема сочинения. об эпизоде как методическая проблема. в старшей. школе