Сочинение на тему: РУССКИЙ космизм И СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА



(СОЧИНЕНИЕ-ОПЫТ КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ)

Сказки, легенды и мифы народов мира убеждают нас в том, что древний человек, не в пример нам, интересо­вался космосом, происхождением жизни, разных предме­тов и явлений природы. Он мучительно искал первопри­чины всего сущего и свое место в общем мироздании.

Может, именно поэтому одним из важнейших моментов в древних мифах являются пространственно-временные параметры космоса.

На вопрос о том, каким представлялся национальный космос древним русичам, ответ дает уже “Повесть времен­ных лет”.

В ней выявились три основные идеи, которые существуют на протяжении всей русской истории: Земля – Отечество, Власть и Народ. Об этом говорит и культуролог Г. Гачев, который на примере русской классики пришел к выводу, что “в Русском Космосе три главные агента Исто­рии: Россия – Мать-сыра земля, а на ней работают два мужика: Народ и Государство-Кесарь”.

Русская “Мать-сыра земля” – это бескрайний простор. Тот же Г. Гачев говорит, что для русского национального космоса пространство важнее времени: “Россия – огром­ная белоснежная баба, расползающаяся вширь: распрос­терлась от Балтики до

Китайской стены, а пятки – Кас­пийские степи” (по образу Ломоносова)”.

И русская классика дает нам убедительные примеры правильности подобного вывода. Вспомним известные строки Н. Гоголя: “Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик.

Ле­тит мимо все, что ни есть на земле, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Следуя за мыслью Н. Гоголя, мы видим, что символическая русская тройка мчит в своем страшном полете в необъятный простор безумного Поприщина, остроумного Хлестакова и благообразного Чичикова.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Четыре строки Тютчева открывают нам больше, чем некоторые увесистые тома.

Так в XIX веке русская литература способствовала за­рождению идеи русского космизма.

Идея космизма присуща русской философии. Это осо­бенно четко видно на примере софиологии – учения рус­ской религиозной философии, где интерес к космизму со­четается с интересом к сверхчеловеческим духовным суще­ствам. Н. Бердяев назвал это направление русской право­славной философии “космоцентрическим, узревающим бо­жественные энергии в товарном мире, обращенным к пре­ображению мира” и “антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе”.

Представителями русского религиозного космизма были не только В. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, но и Н. Жуковский – основоположник современной аэродина­мики, и К. Циолковский – основоположник современной космонавтики, и В. Вернадский – создатель учения о био­сфере и ноосфере.

Что несет миру русский космизм? На мой взгляд, на этот вопрос очень точно ответил Н. Бердяев в своей книге “Судьба России”. Философ подметил, что буржуазный век изменил миропонимание и мироощущение человека, а все прежние человеческие ценности поставил в социальную перспективу.

Человеческое общество было выделено из космичес­кой жизни и стало ощущаться как замкнутое целое. “Заво­евания человека на ограниченной, замкнутой социальной территории достигались ослаблением памяти, забвением бесконечности”. И результатом этого забвения стали раз­личные мировые катастрофы. Потому и вечный мир в злом мире, и безгосударственная анархическая свобода в мире необходимости, и всемирное социальное братство и равен­ство в мире вражды и раздора есть и останутся утопиями до тех пор, пока не произойдет “бесконечно большое уг­лубление и расширение… в человеческой жизни”, “пере­ход от исключительно социологического мироощущения к мироощущению космическому”.

Вот тогда и будет вос­требован давний опыт России с ее самой “космичной” фи­лософией.

Глоссарий:

– космизм эссе

– русский космизм эссе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: РУССКИЙ космизм И СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА