Методика изучения лирики в школе

Приемы анализа: очень полезен и эффективен в 4-6 классах, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского “Узника” в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, т. е. они интуитивно познают его художественную идею.

Но чтобы этот обобщенный смысл оказался не только понятным, а и эмоционально воспринятым

школьниками, поможем им увидеть, как гордый призыв к свободе рождается у поэта в движении образов, в контрастной смене картин. Прочитав еще раз стихотворение вслух, попросим ребят подумать, одинаковым ли настроением было проникнуто чтение или настроение менялось. Чем объясняется грусть, так открыто выраженная в начале стихотворения?

Вопрос заставляет учеников обосновывать возникшие эмоции, идя от авторской позиции. Ребята замечают, что грусть рождается и образом “темницы сырой”, и тем, что рядом с узником “грустный товарищ”, “вскормленный в неволе орел молодой”.здесь важно и то, что

орел “молодой” и то, что он “вскормлен в неволе”, т. е. никогда не знал свободы. Дальнейший путь проникновения в произведение – понимание сложности авторского чувства, которое не исчерпывается только грустью.

Так как двенадцатилетние дети самостоятельно осознать эту сложность затрудняются, ведем их дедуктивным способом: от общего – к наблюдению, к честному открытию. Наряду с подобным обучающим анализом возможны и более свободные формы работы над лирикой, когда учитель опирается прежде всего на читательскую самостоятельность. Желательно иногда строить уроки по изучению лирики так, чтобы ученики сначала сами, по выражению В. Асмуса, погружались в стихотворение и попытались разобраться, что же оно им говорит, а затем рассказали о своих впечатлениях.

Школьники осознают свои впечатлении и делятся ими, но гораздо труднее постигают авторскую позицию. Следовательно, именно к этой стороне текста учителю приходится привлекать их внимание. Примерный или типичный ход анализа при таком подходе к изучению лирического произведения описать нельзя, потому что в нем всегда много импровизации: нельзя предугадать хода ученической мысли и неожиданности восприятия ими лирики.

Отсюда вытекает постоянная задача педагога – словесника: терпеливо учить их видеть в единичном переживании – общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту – типичное. Важно, чтобы ученики привыкли “входить” в поэтический мир лирического произведения, понимать содержательность элементов формы.

Трудности встречаемые учителем в этом процессе.

    1. В силу возрастных особенностей (ср. кл.) учащиеся не понимают стихотворения, потому, что их чувства еще не развитее до такой степени, чтобы понимать чувства поэта а в основе каждого стихотворения лежит чувство.

    2. Стихотворение не имеет сюжета но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.

    3. Учащиеся не владеют навыками выразительного чтения.

    4. Отсутствует читательский опыт общения с лирикой.

Построение урока по литературе по изучению лирики

В ср. кл. изучается не вся биография поэта а только отдельные факты касающихся интересных фактов биографии, историческое создание стихотворения или его замысла или творческой лаборатории поэта – писателя.

При изучении лирики очень важно эмоциональное воздействие на учащихся. С этой целью необходимо настроить детей на восприятие стихотворения. В зависимости от тем урока(историческая, тема дружбы, природы, любви) необходимо подобрать оборудование урока, которое позволит строить на восприятие.

Выяснение восприятия учащихся этого текста. Постановка вопросов: нравится? Не нравится?

Какие мысли и чувства? какие впечатления? Выяснение темы, идеи стихотворения при помощи вопросов, которые продолжают начатый разговор: какие образы стиха позволяют сказать о том, что главная выражена?, если дети не знают надо дать понятие “темы”; какие образы являются ведущими?(реальные, символические, метафорические). Работа над ведущими образами стиха: образ лирического героя, который может совпадать с авторской позицией а может и не совпадать; работа над образом символа(дать определение символа); работа над другими образами; какие средства художественной выразительности использует поэт для создания этих образов(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы).

Логическое завершение разговора по теме идеи является вопрос об идеи стихотворения; необходимо выяснить все способы, средства, которые использует автор для выражения этой идеи – система образа, средства худ – ой выразительности, авторская позиция, лирические герои.

II. Работа выразительного чтения.

    Чувство :ритм, интонация, пауза, мелодия, логическое ударение, повышение/понижение голоса. Включение учащихся в собственную художественно – творческую деятельность(изобразить цветом) или в соответствии со своим настроением подобрать букет цветов или выразить свое ощущение в форме геометрических фигур. Разработка эмоционального завершения темы урока(музыка, творческая работа, которая зачитана в классе, инсценирование).

Старшие классы:

    В старших классах изучается вся биография, весь творческий путь поэта и большое количество его произведений, поэтому на уроке учитель работая над биографией и творчеством подробно анализирует(по той же схеме) не более 1, 2 стихотворений. Естественно, что тематика лирики гораздо сложнее поэтому на уроках большое значение играет привлечение материала не только литературоведческого но и философского, искусственного характера. “Погружение” учащихся в эпоху когда написан стих, знакомство с мировоззрением поэта и отражение этого мировоззрения в творчестве и конкретном стихотворении.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Методика изучения лирики в школе