План сочинения по теме раскрытия идейного содержания произведения
Более общая тема, связанная с раскрытием идейного содержания произведения, — «Конфликт «отцов» и «детей». Нужно иметь в виду, что понятия «отцы» и «дети» — условные. Под «отцами» или «старшим поколением», подразумевали выразителей реакционных общественных взглядов, а «детьми», или «младшим поколением», называли сторонников новых, революционно-демократических идей.
В борьбе этих двух поколений и заключается конфликт романа. Поскольку тема этого, сочинения шире перечисленных, в план следует включить
I. Вступление. Конфликт «отцов» и «детей» — борьба двух общественных классов.
II. Главная часть. Сущность борьбы между «отцами» и «детьми».
1. Непримиримость классовых интересов дворянства и народа. Защита революционными демократами интересов народа.
2. Застой и консерватизм либерального дворянства. Стремление революционных демократов к преобразованию общественного строя.
3. Идеалистические взгляды «отцов» на природу, науку и искусство. Материализм революционных
4. Паразитизм дворянства. Трудовая жизнь разночинцев.
5. Мягкотелость, общественная пассивность дворянства. Нравственная сила, жизненная активность, энергия революционных демократов.
6. Отношение автора к «отцам» и «детям».
III. Заключение. Историческая обреченность дворянства.
По намеченному плану нужно систематизировать материал для сочинения, распределить сделанные при чтении выписки и заметки. Если по каким-нибудь пунктам плана материал освещен недостаточно глубоко, следует еще раз прочесть произведение или дополнительную литературу. При подготовке материала для сочинения полезно подобрать эпиграф. Эпиграф пишется без кавычек, а ссылка на источник — без скобок.
В процессе подготовительной работы план сочинения постепенно уточняется. По окончательно принятому плану и систематизированному материалу можно писать черновик сочинения. Затем его необходимо перечитать, отшлифовать в смысловом и стилистическом отношении и только после этого переписать в тетрадь.
- План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным […]...
- Какова роль образов-символов в раскрытии идейного содержания пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»? (ЕГЭ по русскому) Многие литературные произведения не обходятся без символических образов. Символы помогают глубже раскрыть тему произведения, лучше осознать и понять его смысл. Зачастую автор использует символ, чтобы акцентировать внимание читателя на важной проблеме и дает ему возможность самому поразмыслить над ней. Символом может быть животное, птица, растение, явление природы. Каждый из них является воплощением определенных качеств и […]...
- Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать» . Одним из композиционных приемов, которые использует […]...
- План сочинения — Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети» Смысл заглавия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Писатели нередко дают своим произведениям заглавии, содержащие в себе определенный художественный образ и указывающие на проблематику этого произведения («Герой нашего времени», «Мертвые души», «Война и мир» и др.). К этому типу относится и заглавие романа Тургенева. (См. также Словарик, ст. Заглавие.) II. Главная часть 1. […]...
- План для сочинения к теме «Народное творчество — бесценная духовная казна» Что такое эпос? Один из трех родов художественной литературы (рядом с лирикой и драмой) — рассказ, который характеризуется изображением событий, которые являются внешними относительно автора. Что такое народный эпос? Это специфическая народнопоэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и в стихах. Какие основные жанры народного эпоса? Сказка, легенда, баллада, басня. Что такое народнопоэтическое творчество? Совокупность разных […]...
- План сочинения по литературе Подготовка к ЕГЭ: План сочинения по литературе Сочинение или письменная работа на заданную тему показывает общую образованность ученика. Лучше всего писать сочинения простые и понятные, объемом от 150 до 400 слов. В сочинении большего объема трудно избежать ошибок, и оно может утомить проверяющего. Сколько должно быть частей? Три: вступление, основная часть и заключение. Вступление и […]...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для Толстого это […]...
- Советы по написанию сочинения Прежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нем, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие ни и более важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти-. Обдумав прочитанное, наметить […]...
- План сочинения: Роль автора в структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Роль автора в структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Друзья народа и свободы, выражавшие интересы и идеалы народные, представлены в эпопее не только Гришей Добросклоновым, но и автором-повествователем. Великое, разнообразное многоголосие поэмы. Автор-повествователь не говорит ни слова о себе. Он сопровождает странников в роли провидца, которому все ведомо. Он глубоко проник в народное миросозерцание. […]...
- Гоголь, Анализ произведения Женитьба, План Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного события — женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смешной и абсурдной. Это социально-бытовая пьеса, герои которой наделены психологизмом. План 1. Решение Подколесина жениться. 2. Визит свахи. 3. Посещение невесты. 4. Описание женихов. 5. Агафья Тихоновна отказывает всем, кроме Подколесина, благодаря […]...
- План сочинения к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» План I тема чести II постигай истину завет отца испытание свободой. признание вины. неприятные пошлости. враги — братья (встреча с Пугачевым). путь мести или милосердия. III свобода выбора. Ключевые цитаты: Береги платье с нову, а честь с молоду (Григорий 1гл) доказать, что я уже не ребенок (игра с Зуриным, проигрыш, стыл. Помиримся, виноват (Гринев просит […]...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Трагический конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. (Подробнее см. Словарик, ст. Конфликт и Трагическое.) II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: а) внешний конфликт. Он состоит в противоречии […]...
- План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир» Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление 1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в «Войне и мире» эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- План сочинения: Лирический герой поэзии Лермонтова Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т.п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. […]...
- Определите особенности композиции «Божественной комедии» Данте и ее роль в раскрытии идейного замысла произведения «Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигьери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих времен и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения. Данте назвал свое произведение «Комедия», так в Средневековье называли написанное народным языком произведение с печальным началом и счастливым концом. […]...
- План сочинения — Многообразие тематики Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» План. I Раскрыть тайну бога и человека. II «Корчи совести» 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III «Найди в человеке человека. Вариант вступления. […]...
- План сочинения: За что и против чего выступает Чацкий? За что и против чего выступает Чацкий? I. Вступление Чацкий — молодой дворянин начала XIX века. Он решительно выступает против порядков «века минувшего» и утверждает идеалы, близкие к идеалам декабристов, передового дворянства этого времени, II. Главная часть В социальной сфере Чацкий выступает последовательным противником крепостничества (монолог «А судьи кто?», его собственный опыт управления имением (Фамусов: […]...
- План сочинения на тему: Два Евгения (Онегин и Базаров) Два Евгения (Онегин и Базаров) I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т.к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т.к. они лежат на поверхности и их легче определить: а) […]...
- Пушкин, Анализ произведения Борис Годунов, План Анализ произведения Жанр произведения — трагедия. Завязка — ожидание того, что Борис Годунов примет царский венец. Кульминаций несколько. Развязка — гибель царской семьи во главе с царем Борисом. Народ безмолвствует. В центре произведения — сильная личность, вступившая в конфликт с окружающим миром. Проблема осложняется легендой о причастности царя Бориса к убийству законного царевича Дмитрия. Нечиста […]...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова — формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования […]...
- План сочинения — Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина I. Вступление Сатира как «уничтожение смехом» (подробнее см. Словарик). Своеобразие сатиры того или иного писателя определяется объектом сатиры и художественными средствами сатирического изображения. II. Главная часть 1. Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную […]...
- План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я Жить хочу») II Ты сам свой высший суд (строка […]...
- План сочинения: Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях» План. I роковые поединки. II Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу 1. ужасный век, ужасные сердца (скупой рыцарь) 2. Гений и злодейство, две вещи несовместимые (Моцарт и Сальери) 3. … за гладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь (каменный гость) 4. но много нас еще живых, и нам причины нет печалиться (пир […]...
- Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведения Общественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс «обмирщения» многих сторон русской действительности не могли не найти своего отражения в литературе. Но, как было уже отмечено, новая проблематика, новые идеи, попытки создания характера человека нового времени и т. п. (иными словами — так называемые «содержательные» элементы художественной литературы) все еще продолжали облекаться в […]...
- План сочинения — Пошлость и мещанство в понимании и изображении Чехова Пошлость и мещанство в понимании и изображении А.П. Чехова I. Вступление «Его врагом была пошлость…» (М. Горький). Пошлость, мещанство, обывательщина — это, в понимании Чехова, отсутствие духовных интересов, равнодушие, нравственная деградация, застой, эгоизм. II. Главная часть 1. Ценности, важные для обывателя. Это прежде всего спокойное существование. Достигнув своего, обыватель больше ни к чему не стремится, […]...
- Бунин, Анализ произведения Цифры, План Анализ произведения Жанр произведения — психологический рассказ. Герои — мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка — мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация — дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка — ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. […]...
- План сочинения: Особенности композиции романа Пушкина «Евгений Онегин» Особенности композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Композиция — состав и расположение частей произведения (подробнее см. Словарик). Сам Пушкин определял свой роман как «собранье пестрых глав». Композиция романа имеет свободный характер, но в то же время глубоко продумана. «Энциклопедичность» романа требовала именно такого характера композиции, который позволял охватить широкий круг самых разнообразных явлений […]...
- Композиция сочинения Сочинение обычно состоит Из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод. Вступление может содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В Основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно […]...
- Стиль, отвечающий теме сочинения Стильная одежда… Стильная мебель… Стильные манеры… Что вкладываем мы в это понятие? Стильный — своеобразный, отличающийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочинение также должно быть стильным. Таким его сделает найденное Вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра, отражение в сочинении Вашей неповторимой индивидуальности. Но все это так […]...
- План сочинения — Своеобразие драматургии Чехова Своеобразие драматургии А.П. Чехова I. Вступление Чехов — драматург-новатор. По сравнению со своими предшественниками (Грибоедов, Гоголь, Островский и др.) он создал в русской литературе принципиально новую драматургию. II. Главная часть 1. Конфликт (см. Словарик) в пьесах Чехова. Предшественники Чехова в основном опирались на конфликт между отдельными персонажами или группами персонажей (Чацкий- Молчалин, Хлестаков — Городничий, […]...
- План сочинения: Свободолюбивая лирика Пушкина Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина I. Встутение Творчество Пушкина приходится на 20-е — 30-е годы XIX века, когда проблема свободы была чрезвычайно актуальной в русском обществе. II. Главная часть 1. В лирике Пушкина мы находим разные грани проблемы свободы. Важнейшие из них: свобода социально-политическая, свобода личности, свобода творчества. 2. В раннем творчестве Пушкина наиболее актуальной была […]...
- План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Дополнительные темы сочинений «Люблю тебя, Петра творенье…» А. С. Пушкин » Медный всадник « «Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось» А. С. Пушкин » Евгений Онегин « План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга — Маскарад. А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 […]...
- План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта» В каких работах Бертольда Брехта были разработаны теоретические вопросы, связанные с реформацией театрального искусства? Свои взгляды на театральное искусство Бертольд Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» (1930), «Современный театр — театр эпический» (1931), «Театр развлечений или театр поучения?» (1935), «Об экспериментальном театре» (1939), «Новая техника актерского искусства» (1940) и др. их дополняют комментарии Брехта […]...
- План сочинения Ф. И. Тютчев, «поэзия Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей. Ф. И. Тютчев, «поэзия» Рабочие материалы. С детских лет нам сопутствует поэзия Ф. И. Тютчева. я еще не умела Читать, […]...
- План сочинения Онегин как трагический герой Онегин как трагический герой I. Вступление Понятие трагического (см. Словарик). Важной разновидностью трагического является внутренний трагизм, потеря смысла жизни, жизненных идеалов. Именно этот тип трагического характерен для Онегина. II. Главная часть 1. «Хандра» — основной нравственный «недуг» Онегина, Ее причины: а) Онегин рано начал жить светской жизнью (см., в частности, эпиграф к первой главе), рано […]...
- Шолохов, Анализ произведения, Судьба человека, План Анализ произведения Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, потеряв самых близких людей. В произведении изображена суровая правда жизни со всеми ее трудностями и горестями, тяжелая борьба за идеалы человечества. Соколов — трагическая фигура. Он — представитель народа, яркий носитель именно […]...
- План сочинения на тему: Поэт, Бог, природа в лирике Пушкина и Лермонтова Поэт, Бог, природа в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова I. Вступление Отношения поэта с Богом и природой всегда волновали как Пушкина, так и Лермонтова, и находили выражение в их лирике. Это триединство воссоздано в стихотворениях, отражающих тему поэта и поэзии, и отчасти в пейзажной лирике. В решении этой темы, как и в некоторых других, […]...
- План сочинения — Своеобразие гоголевской сатиры Своеобразие гоголевской сатиры I. Вступление Сатира как высмеивание недостатков и пороков человека и общества в целом. (Подробнее о сатире см. Словарик). Сатира как важная часть русской литературы — как до Гоголя (Кантемир, Фонвизин, Крылов, Грибоедов), так и после него. II. Главная часть 1. Объект гоголевской сатиры — это прежде всею пошлость русской жизни его времени, […]...
- План сочинения — Я хочу рассказать о книге Н. С. Лескова «Очарованный странник» План. I «Писатель будущего». II Иван Флягин — «черноземный Телемак». 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуемная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстает перед нами в повести «Очарованный странник». «Очарованный […]...
- Анализ произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», план пересказа Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение […]...