Урок обучения грамоте “Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами”

Цели урока:

Закреплять написания сочетаний ча-ща, чу-щу, совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами; продолжать учить строить схемы; совершенствовать знания по пройденному материалу; формировать орфографическую зоркость;

Развивать речь, внимание, фонематический слух, логическое мышление, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, гордости за свою Родину; воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Оборудование : ноутбук,

мультимедийный проектор, экран, учебник, дидактические материалы: картинки животных, текст загадок, ребусы, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель. Улыбнитесь друг другу.

– Руки? – На месте!

– Ноги? – На месте!

– Локти? – У края.

– Спинка? – Прямая.

2. Минутка чистописания.

Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке? ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Вспомним правило. По моей руке хором.

ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

Черепаха

понимает,

Что домой не опоздает.

При луне, как при свече,

Подползает к букве…

(Ч)

Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

Ученик. Буква Ч обозначает звук. Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

Учитель. Отгадаем вторую загадку.

Щуке в речке каждый день

Щеткой зубы чистить лень.

Позвала к себе леща-

От леща осталась…

(Щ (ща))

Учитель. Что вы знаете о букве щ?

Ученик. У буквы щ есть звук, который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

Слайд 2 На интерактивной доске звуки: , , , .

Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки, от звуков, ? (ответы детей)

Учитель. Откроем тетради, сядем правильно и пропечатаем строку заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

Слайд 3 – 4

На мультимедийном экране правописание букв.

Пропечатаем эти буквы, соблюдая закономерность:

Чч Ччч Щщ Щщщ

3.Актуализация опорных знаний. Сообщенное целей и задач урока.

Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

Слайд 5-6 (Ребусы)

Учитель. Какое задание можете предложить?

Ученик. Разгадать ребусы.

Учитель. Попробуем их разгадать.

Ученик. Чашка, щука.

Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

Ученик. Будем продолжать учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Слайд 7 (картинки животных)

На экране появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

Учитель. Кто изображен на картинках?

Ученик. Животные.

Учитель. Вспомним, как зовут детенышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

4. Работа в парах

Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

На какие группы у вас получилось разбить слова?

Ученик. Детеныши зверей и детеныши птиц.

Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

Один ученик из пары выписывает названия детенышей птиц, другой зверей.

Что общего у всех слов?

Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

Ученик. Подчеркнуть правило ча, зеленым карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твердый согласный звук.

5 . Физкультминутка.

– Произнесем звуки, которые обозначаются этими буквами: ч-щ, ч-щ, ч-щ.

-Чья это песенка? (Паровоза.)

– Изобразим движение паровоза

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу –

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.

5. Изучение материала урока.

Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе… .

Ши-ши-ши – маршируют… (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала… (саранча).

Чу-чу-чу – молоточком я… (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал… (леща).

Щу-щу-щу – в небо птицу… (отпущу).

Слайд 8

На экране слоги, из которых дети составляют слова.

Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них еще что – то спрятано.

Ученик. В них спрятались слоги.

Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

Ученик. Составить из слогов слова.

Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнем правила.

Учитель. Кто сможет объяснить значение слова “Щавель”?

Ученик. Это такая трава.

Ученик. Это кислое растение.

Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

Ученик. В толковом словаре.

Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарем?

Ученик читает значение слова в словаре.

Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

Ученик. Составить предложение.

Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ученик. Маша сорвала щавель.

Ученик. Из щавеля сварили щи.

Ученик. В огороде растет щавель.

Слайд 10 (схема)

К какому предложению подходит схема?

Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

Дети. Да, конечно.

6. Офтальмологическая пауза.

Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О!..сколько рук…

Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

А как называется такой лес?

Ученик. Чаща.

Слайд 11

Учитель. В нашей чаще тихо и только кто – то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой, нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

Кто же этот невидимка?

Ученик. Дятел.

Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

Учитель. Составьте схему этого предложения и занесите в тетрадь.

Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

Ученик. Они ищут пищу.

Печатанье предложения на доске.

7. Контроль и самоконтроль полученных знаний. Работа по учебнику.

Подготовка к чтению текста. Индивидуальное чтение слоговых таблиц. Вступительная беседа об охране природы.

Чтение цепочкой текста “День защиты природы” Беседа по содержанию текста.

– Что любил читать Костя?

– Кому он рассказывал о защите природы?

– Как дети могут беречь природу?

8. Итог урока

Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

Ученик. Учиться читать и писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

Слайд 12

ЧА – ЩА пиши с буквой…

ЧУ – ЩУ пиши с буквой…

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 13

На парте у вас три мордочки: одна веселая, вторая задумчивая, третья грустная.

Если у вас все получилось сегодня на уроке поднимите веселую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок обучения грамоте “Сочетания ча-ща, чу-щу. Составление и чтение слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Работа с текстами”