Рождение поэта (эссе о творчестве Пушкина)

С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать новое орудие для воплощения творческих замыслов, вдохновленных, подсказанных жизнью. Надо было преобразовать язык, пересоздать стих, обновить драму, найти новые принципы построения повествовательной прозы.

В начале сороковых годов, с еще большим обострением классовых противоречий, усиливается в русском передовом обществе критика действительности, и к середине десятилетия происходит

размежевание русского общества, формируется революционно-демократическая идеология Белинского”, приходит к материализму Герцен и в его мировоззрении происходит эволюция от дворянской революционности к демократизму. Все это происходит, когда Пушкина уже давно нет в живых.

Некоторые черты повой революционно-демократической идеологии, начинающей формироваться в сороковые годы, революционер-демократ Белинский находит у Пушкина. Характеризуя во вторую половину сороковых годов период тридцатых годов, Белинский говорит о поверхностности и неопределенности в понятиях, о том, что это была эпоха, которая

отличалась “чувствами вместо мыслей, предощущениями вместо отчетливого сознания”, “громкими словами и туманными фразами вместо теории”. В этой оценке Белинского много самокритичности так как она сделана также и на основе личного опыта.

И вот в эту-то эпоху “поверхностности и неопределенности в понятиях” явился поэт с исключительной способностью к анализу, с трезвой все проникающей мыслью. Критик революционер-демократ писал, что поэзия Лермонтова сильна именно мыслью, что она “растет на почве беспощадного разума и гордо отрицает предание”, то есть именно ту старую феодальную идеологию, на которой базировался строй господ и рабов. Еще раньше, в конце 1840 года, в период, когда Белинский освобождался от примиренчества с действительностью и выходил из идейного кризиса, он подчеркнул “необъятность содержания” творчества.

“Стихотворения Лермонтова”, написанной в начале жизни – все это было болезнями роста поэта, трудностями переходного периода. На эти муки, на эту тоску откликнулся тогда “своим воплем, своим стоном” и Белинский, переживавший в тот момент те же муки переходного периода.

Реформа Пушкина определялась стоявшей перед ним реалистической задачей. Он приблизил свой поэтический язык к народному, сделал его понятным всем. Пушкин считал, что в зрелой словесности приходит время, когда писатели

“наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка, условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному”.

Интонацию и самое строение стиха он приблизил к обыкновенной, простой, насыщенной чувством разговорной речи. В поэзии Пушкина благородная простота сменила “условные украшения стихотворства”. Та же благородная простота сменила и “мишурный блеск” и “напыщенность” прозы.

Ее главными достоинствами Пушкин считал точность и краткость. Идейность, глубину содержания – непременным условием. “Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат”

И долго буду тем любезен я народу, Что звуки новые для песен я обрел, Что вслед Радищеву восславил я свободу И милосердие воспел,

Так подытожил Пушкин свой творческий путь.

Вступая в литературу, молодой Гоголь так определил особенности пушкинского мастерства:

“Никакого наружного блеска, все просто, но зато все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия”. Как и позднее Белинского, Гоголя поражала точность слов и глубина их содержания у Пушкина. Гоголь говорил о смелости и отчетливости пушкинских эпитетов, о необыкновенном искусстве Пушкина: “немногими чертами означить весь предмет. Кисть его летает.

Его небольшая пьеса всегда стоит целой поэмы”. Формулируя, на основе творчества Пушкина, принципы реалистической поэтики, Гоголь писал:

“Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было совершенная истина”

Лермонтов пришел в литературу после того, как Пушкин уже “обрел” “новые звуки” для поэзии. Поэтическая реформа была произведена. Путь расчищен.

Широко открыв ворота для жизни, Пушкин открыл путь и для дальнейшего бесконечного развития русской литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Рождение поэта (эссе о творчестве Пушкина)