Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В

Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет.
И. А. Бунин
В. В. Маяковский унаследовал из литературной традиции ответственное отношение к поэтическому творчеству. Серьезный поэт всегда стремится осмыслить свое жизненное предназначение. Это стремление особенно характерно для русских поэтов, потому что литературное творчество в России всегда расценивалось не как приятное развлечение, а как высокое служение родине, народу, истине.

Каждый русский

поэт считал своим долгом высказаться на тему поэта и поэзии.
А. С. Пушкин посвятил ей много стихотворений, самыми знаменитыми среди них являются “Пророк” (1826), “Поэт” (1827), “Поэту” (1830), импровизация из повести “Египетские ночи” (1835). Пушкин утверждает, что поэту дан божественный дар “глаголом жечь сердца людей”, то есть пробуждать в душах людей “чувства добрые”. При этом автор подчеркивает, что судьба поэта может быть очень трудна, но он не должен идти на поводу у толпы, не должен потакать ее низменным вкусам и потребностям:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных
похвал пройдет минутный шум…
(“Поэт”)
Пушкину важно было утвердить идею свободы творчества – право писать не по заказу власти, а по собственной воле:
Таков поэт: как Аквилон,
Что хочет, то и носит он –
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона, избирает
Кумир для сердца своего.
(“Египетские ночи”, II)

М. Ю. Лермонтов относится к поэзии как к деятельности, способной изменить мир, повлиять на общество, на судьбу народа. В стихотворении “Поэт” (1838) он вспоминает, что некогда
…стих, как Божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Но в современном обществе поэзия, по мнению Лермонтова, превратилась в золотую безделушку, бесславную и безвредную. Сам Лермонтов стремился сохранить гражданский пафос поэзии: стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” (1840) лирический герой заканчивает восклицанием, направленным против людей-бездушных масок:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Н. А. Некрасов считал гражданским долгом поэта привлекать внимание читателей к главной общественной проблеме своего времени – к тяжелому положению угнетенного народа:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдание народа”
И что поэзия забыть ее должна, –
Не верьте, юноши! Не стареет она.
(“Элегия” 1874)
Если Пушкин сравнивает свою музу с прекрасной девушкой, то Некрасов – с молодой крестьянкой, которую бьют кнутом на Сенной площади:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”.
(“Вчерашний день, часу в шестом” 1849) Маяковский жил в новой стране – в Советском Союзе, который назвал “республикой труда” и воспел как первое в мире государство, где свободные люди сами устраивают свою жизнь, покоряют небо (знаменитые сверхдальние авиаперелеты), море (Северный морской путь почти пройден за одну навигацию), время (за короткий срок строятся новые города, заводы, пароходы). Эпоха социальных революций и мощного индустриального развития наложила свой отпечаток на поэзию Маяковского, на его понимание роли поэта в современном мире. Поэт, по мнению Маяковского, не должен сочинять свои стихи в кабинете, в тишине и уюте, он должен идти на улицы, на заводы, в самую гущу жизни, где делается история:

Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы – наши кисти.
Площади – наши палитры.
Книгой времени
Тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицу, футуристы,
Барабанщики и поэты.
(“Приказ по армии искусств” 1918)
В знаменитом стихотворении “Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” (1920) поэт и его творчество сравниваются с солнцем. Лирический герой, разговорившись с Солнцем, жалуется на жизненные неприятности и трудности творчества, но небесное светило останавливает поток жалоб: “А мне, ты думаешь, светить легко?”. В этом стихотворении выражен оптимизм Маяковского, исторический и личный: надо работать, сочинять вопреки любым препятствиям:
Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить –
И никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
И солнца!
Сравнение поэта с солнцем, которое употребил здесь Маяковский, совершенно оригинально – никто раньше в русской поэзии не поднимал так высоко значение поэтического творчества. Также никто раньше не сравнивал поэта с рудокопом, а саму поэзию – с добычей ценной руды, а Маяковский делает это в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” (1926). Поэт утверждает, что его работа так же важна, как работа крестьянина, рабочего, потому что настоящая литература воспитывает людей, “делает их души”:
Но как испепеляюще слов этих жжение
Рядом с тлением слова-сырца.
Эти слова приводят в движение
Тысячи лет миллионов сердца.
Поэт, по мнению Маяковского, не должен возвышаться над народом, иначе его поэзия быстро превратиться в “золотую игрушку”:

А что, если я народа водитель
И одновременно – народа слуга?
Уйдя в свои собственные проблемы (в “башню из слоновой кости”), к чему призывали эстеты “серебряного века”, поэт рискует стать непонятным и для своих современников, и для будущих поколений. Поэт может стать, по Маяковскому, бессмертным, если отразит свое время как внимательный, заинтересованный и умный свидетель:
Долг наш – реветь медногорлой сиреной
В тумане мещанья, у бурь в кипенье.
Последним крупным произведением Маяковского является вступление к поэме “Во весь голос” (1930), которое стало своеобразным завещанием поэта, подобно “Памятнику” Г. Р. Державина, “Памятнику” А. С. Пушкина, стихотворению “О Муза! я у двери гроба” Н. А. Некрасова. Во вступлении поэт решает сам рассказать о себе и своем времени: он признается, что не позволял себе воспевать в романсах “розы и слезы”, хотя эти темы очень приятны и доходны,
Но я себя смирял, становясь
На горло собственной песне.
Поэт считает, что безнравственно в тяжелое время войн, разрухи, голода, повальных эпидемий воспевать любовь и красоту любимой женщины, надо жить заботами своего народа, помогать ему простыми, пусть даже грубыми, но честными стихами:
Мой стих трудом громаду лет прорвет
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный рабами Рима.

Если так смотреть на задач и и цели поэзии, то личная слава будет мало волновать, а успехи страны и народа, которому поэт служит, будут для него самым лучшим памятником, огромным и вечным:
Мне наплевать на бронзы многопудье,
Мне наплевать на мраморную слизь.
Сочтемся славою – ведь мы свои же люди, –
Пускай нам общим памятником будет
Построенный в боях социализм.
Итак, рассуждая о поэте и поэзии, Маяковский развивал, но не повторял идеи классической русской поэзии. Для Пушкина, Лермонтова, Некрасова характерно ответственное отношение к своему творческому предназначению. Все они требовали от поэзии честности, человечности (она должна добрые чувства пробуждать), высокой нравственности (поэт является пророком), патриотизма и одновременно всемирной отзывчивости (русские поэты никогда не замыкались на российских проблемах, но откликались на мировые проблемы).

Маяковский, унаследовав все эти поэтические принципы от своих предшественников, все-таки выступил как поэт-новатор.
Он обогатил русскую поэзию новыми идеями и образами. Он сразу и решительно принял революцию и открыто заявил о своем служении ее идеалам: ему хотелось вмешиваться в происходящее, а не наблюдать события со стороны; ему хотелось самому обращаться к революционному народу, и он выступал на заводах, на митингах, на поэтических вечерах в Политехническом музее. Он утверждал, что “место поэта в рабочем строю”, что главная задача поэта не столько прославлять себя, сколько помогать очищать жизнь от недостатков, бороться с различными “мерзавцами”, которые “ходят по нашей земле и вокруг”.
Новаторство Маяковского проявилось и в области стихотворной формы. Он открыто воспевал Октябрьскую революцию и новое Отечество, в его произведениях отчетливо слышатся интонации поэта-трибуна, “оратора, горлана, главаря”, как он сам себя называл.
В основе поэзии Маяковского лежит живая разговорная речь современников, речь улицы, “корявый говор миллионов”. Подавляющее большинство его произведений написано тоническим стихом, а не силлабо-тоническим, как практически вся классическая русская поэзия XIX века. Он разработал новые рифмы для стихосложения, создал оригинальные метафоры, изобрел новые слова – неологизмы.
Все сказанное позволяет утверждать, что Маяковский – замечательный поэт, который лучше многих своих современников отразил в поэтических произведениях свое время – бурную эпоху революционного перелома. В этом ценность и значение его творчества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского В. В