Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина

Глаголом жги сердца людей

А. С. Пушкин

Проснешься ль ты опять, осмеянный

Пророк?

М. Ю. Лермонтов

Описание событий в романах и других произведениях Пушкина тесно связано с идеями декабристов, под влиянием которых он находился. Со многими из декабристов его объединяли тесные узы дружбы. Его стихи воспринимались как призыв к революции (например, ода “Вольность”).

Основную тему его политической лирики можно определить словами: “Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Свою музу он называет “грозой

царей”, “свободы гордою царицей”, которая “гимны смелые внушает”.

Пушкин остается верен своим товарищам и после разгрома декабристов. “Я гимны прежние пою”, – пишет он в стихотворении “Орион”. “Душою всех мыслящих людей овладела глубокая грусть. Одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала “в долинах рабства и мучений” – так писал Герцен о времени, наступившем после разгрома декабристов.

Пушкин, одинокий, без связи с друзьями, после событий 14 декабря 1825 года живет в Михайловском, как будто “в пустыне мрачной”, “духовной жаждою томим”. Его волновали

думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. В стихотворении “Пророк”, написанном в 1826 году, Пушкин создает образ поэта-пророка, призванного служить людям. Простой смертный в минуту наивысшего вдохновения, забыв все мелкое и суетное, приземленное, превращается в грозного глашатая истины.

Поэт только тот, по мнению Пушкина, кто душой и мыслями всегда с народом. Только он может правдиво поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Через мучения, через страдания человек становится пророком. Страстно звучит призыв:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Всем своим творчеством Пушкин доказал право называться пророком, он гордится тем, что его поэзия была свободной и звала к свободе: “…в мой жестокий век восславил я свободу”. Обращаясь к своей музе, Пушкин призывает ее “обиды не страшась, не требуя венца”, принимать равнодушно хвалу и клевету.

Остро волновала тема назначения поэта как гражданина и М. Ю. Лермонтова, который жил в другое время – время, которое называли “тихим житьем”, “смирным временем”. После разгрома декабрьского восстания, жестокой расправы с его участниками мыслебоязнь глубоко проникла в русское дворянское общество. Лермонтов принадлежал к этому обществу, был тесно связан с ним, но оно не подавило в нем мятежного духа, веры в человека.

В отличие от Пушкина, Лермонтов не верил в близкую победу светлых идеалов. Светлый тон лирики Пушкина контрастирует с полным трагизма творчеством Лермонтова. Идеальный поэт для Лермонтова – это не одинокий провидец, который вдохновлен божественными видениями, а народный трибун, который своим “простым и гордым” языком “воспламенял бойца для битвы”.

В стихотворении “Поэт” он сравнивает поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, теперь он превратился в “игрушку золотую”, бесславную и безвредную. В современном автору обществе такова судьба поэта.

Трагизм поэтов 30-х годов XIX века в том, что они разобщены, замкнуты в своих личных переживаниях. Лермонтов обращается к темам и образам Пушкина и декабристской поэзии. Тогда, в период революционного подъема

…стих, как Божий дух, носился над толпойИ, отзыв мыслей благородных, Звучал как колокол на башне вечевойВо дни торжеств и бед народных.

Такого поэта Лермонтов не видит среди своих современников, другим стало общество:

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно-малодушныИ перед властию – презренные рабы.

Но Лермонтов не хочет с этим смириться, он бьет в набат, старается разбудить своих современников. Стихотворение заканчивается призывом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Поэт-пророк обречен жить и творить в обществе, где проповедь любви и правды воспринимается с непониманием и злобой:

Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья.

Однако его влечет к людям. Он не покоряется судьбе, дух его не сломлен. Такова неизбежная трагедия поэта-гражданина, для которого “жизнь скучна, когда боренья нет”. Эта же тема звучит и в более раннем стихотворении Лермонтова “Смерть поэта”:

Восстал он против мнений светаОдин, как прежде… и убит!

Слова, написанные на смерть Пушкина, можно в полной мере отнести к судьбе самого Лермонтова, который в гениальном прозрении предсказал и свое будущее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина