Романтизм в творчестве поэта. Герои романтических поэм
Тема героя была ведущей в русском революционном романтизме.
В поэме «Кавказский пленник» поэт изображает разочарованного молодого человека, конфликтующего с обществом. Это чувствовал не только Пушкин, но и Грибоедов, создавший в эти годы комедию «Горе от ума».
Как известно, ни классицизм, ни романтизм не решил проблему создания характера литературного героя как совокупности объективных — исторических и социальных — обстоятельств. Это завоевание критического реализма, и принадлежит оно зрелому Пушкину.
Пушкин, создавая
Пушкин, напротив, при изображении героев строит сюжет несколько прямолинейно, избегая посторонних, сопутствующих эпизодов. Его герои названы собственными именами, лишены окружения.
Пушкин писал Н. И. Гнедичу: «Черкес, пленивший моего русского, мог быть любовником молодой избавительницы моего героя… Мать, отец и брат (ее — Н. Г.) могли
Перед нами гордая, сильная, одинокая личность. Пленник разочарован во всем: в дружбе, в любви (любовь — «безумный мот»), в светской жизни. Поэтому-то «покинул он родной предел».
Куда же и зачем бежит этот человек с «увядшим сердцем» и «грозными страданьями»? Он покидает свет с целью обрести личную свободу. Автор сосредоточивает внимание на переживаниях героя.
Объективное повествование в поэме чередуется с монологами, в которых пленник раскрывает свой «души печальный хлад».
Пушкин употребляет особо отобранные языковые средства, которые помогают понять «бесчувственную душу» пленника, «охваченную мрачной тоской». Роман (бессмертное произведение)тический герой поставлен автором в необычные обстоятельства.
Его окружают воинственные люди и «великолепные картины природы», «престолы вечные снегов». Очень значителен экзотический пейзаж, так как на его фоне ярче вырисовывается характер пресыщенного жизнью пленника, который всегда
… бури немолчному воюС какой-то радостью внимал.
Пушкин отступает от традиций романтизма и в обрисовке характера пленника. Герою-индивидуалисту противопоставлена черкешенка, «дева гор», с кипучим и цельным характером. Ее чувства глубоки, ее поступки подлинно гуманны.
Как ни сильна ее привязанность к пленнику, черкешенка находит в себе нравственные силы и отказывается бежать с любимым человеком.
Ты любил другую!…Найди ее, люби ее…
Освободив от плена русского, черкешенка гибнет, при этом гибнет сознательно и безропотно. Ей нет жизни без пленника. Но она не может жить еще и потому, что ее поступок никогда не будет прощен черкесами.
Удивительно, как это пленник не сделал и попытки спасти свою освободительницу. Но Пушкин не изменил концовку, которая приводила в недоумение. Он постиг порочность эгоизма и остался верен жизненной правде.
Пройдет несколько лет, и Пушкин устами цыгана-старика вынесет решительный приговор герою-индивидуалисту, который «для себя лишь хочет воли». Несмотря на то, что Пушкин завел обширные знакомства, много читал и работал над своими произведениями, тоска овладевала им все сильнее. Его безмерно тяготило положение ссыльного. Осенью 1824 года министр Нессельроде известил Воронцова о решении по делу Пушкина.
Царь приказал уволить Пушкина со службы за «недостойное его поведение» и выслать его в Михайловское «под надзор местных властей».