Про стили воспитания, свободу, права и обязанности

Ни одна живая душа на всем белом свете

Не может любить Вашего ребенка и понимать

Вашего ребенка так, как Вы.

Евгений Комаровский.

Стиль отношений с ребенком в семье, который определяет его психологическое здоровье, безусловно, задают родители. Психологи различают 5 типов воспитания: гиперопека, авторитетный, авторитарный, либеральный, попустительский.

Гиперопека, когда родители окружают своего ребенка излишней заботой, сегодня явление достаточно распространенное; родители ни на шаг не отпускают сына или дочь от себя.

Авторитетный (демократический) . Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие – обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительным его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к “идеалу”. Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Попустительский. Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому (“пусть растет самостоятельным, а мне некогда”).

Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Во всех типах можно отметить, какую долю свободы действий (самостоятельности) допускают родители в отношениях. Свобода, конечно, великая ценность человека, но она не по плечу маленькому ребенку, для которого опасно делать то, что он хочет, например, совать предметы в розетку. Мы учим детей с первого класса их правам, не учитывая уровень развития их самосознания, и получаем первоклашку, грозящего маме судом за наказания.

Безусловно, наказания и вседозволенность – не лучшие методы воспитания. Решая вопрос о “дозе” самостоятельности, надо учитывать возраст ребенка, индивидуальные особенности, традиции. Например, трехлетнего ребенка надо крепко держать за руку, переводя через дорогу.

А семилетний уже может решить эту задачу самостоятельно. Десятилетний подросток вполне в состоянии поехать куда-то на трамвае, автобусе, троллейбусе или метро – разумеется, в светлое время суток.

Остановимся подробнее на двух типах воспитания, отражающих степень свободы (самостоятельности): гиперопеке и либеральном типе.

Последствия гиперопеки:

1. Сверхопекаемый ребенок, став взрослым, может застрять в невозможности удовлетворить свою потребность (не знает, чего хочет), если ограничено его стремление познавать мир в возрасте 8 месяцев (период ползания).

2. Речевые “сбои” в данном случае лишь отражение гораздо более серьезной “поломки” – полностью подавленной воли;

3. Родители порождают и умножают детские страхи. Место знаний занимают фантазии.

4. Если его, ребенка, так неустанно охраняют, оберегают, контролируют, предупреждают, значит, он уж совсем беспомощный?

5. Детской ленью, как правило, обеспокоены те, кто делает с ребенком уроки даже по пению.

6. Необдуманные ранние браки – лишь бы поскорее выпорхнуть из-под душного родительского крыла.

7. Негативизм, ребенок пытается взбунтоваться. Ребенок тайком или в открытую нарушает запреты.

8. Именно маменькины сынки и дочки при первой возможности пускаются во все тяжкие.

9. Ну, а другие остаются “до старости щенками”, обреченными на рабскую зависимость сперва от родителей, а потом от жены или мужа.

10. А как издеваются над ребенком, которого в 10, 11, 12 лет водят в школу за руку!

11. Неумение выбрать правильный путь в этой нестабильной жизни – хронические личные трагедии, брошенные Дети, психические срывы, неудовлетворенность своей судьбой…

12. Чем позже ребенок “выходит в свободное плавание”, тем более серьезные опасности его подстерегают.

Причины гиперопеки:

1. Больше женщин теперь сидят дома и занимаются семьей.

2. Пресса и телевидение постоянно пугают чудовищным ростом преступности.

3. И вообще, гиперопека свидетельствует, на наш взгляд, о росте бытовой культуры.

4. Разрешать ребенку быть самостоятельным – это риск, и нередко огромный риск. Без него, конечно, жить спокойнее. Нам, родителям.

Но спокойствие-то – за счет ребенка, о котором мы якобы так радеем.

Рекомендации:

1. Дать больше самостоятельности ребенку, – например, с четырех лет ребенок уже умеет сам аккуратно кушать, умываться, самостоятельно одеваться, быть усидчивым, терпеливым аккуратным. Поддерживать чистоту и Порядок в своей комнате, если ему объяснили, зачем и как это нужно делать. Дошкольник (5 лет) уже может гулять один во дворе.

2. Ослабить давление со стороны бабушек-дедушек.

3. Поменять что-то не в ребенке, а в своем отношении к нему.

4. Каждый самостоятельный шаг ребенка – есть репетиция. Чем больше репетиций, тем полноценнее сыграет он спектакль под названием “Жизнь”.

5. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Не прибирайте за него игрушки, если хотя бы несколько раз ему удавалось это сделать самому в четыре года. При этом не забывайте, что ваше отношение к ребенку и то, как вы с ним обращаетесь, намного важнее, чем если вы что-то делаете за него.

6. Безусловно, ребенка нельзя отпускать в “свободное плавание” без подготовки. Обычно родители в деталях объясняют, как бы проговаривают новую ситуацию. А знаете, что полезно сделать, как говорят психологи, для закрепления словесно-образной связи?

Ту же самую ситуацию проиграть.

7. Научить делать собственный осмысленный выбор.

8. Не подавлять волю ребенка по мелочам.

Другая крайность (особенно распространенная в кругах интеллигенции) – предоставлять ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта “свободная педагогика” на расхожих либеральных мифах: Ребенок лучше знает, что ему нужно; Дети мудрее нас и т. п.

Последствия:

1. Ребенок целыми днями смотрит телевизор (а если читает, то одни комиксы);

2. Либо с малолетства толчется среди взрослых и вырастает резонером и снобом ( у такого ребенка все не свое: интересы, вкусы, даже эмоции, а главное – суждения!)

3. Отсутствуют самые элементарные этические понятия. Нет чувства такта, чувства сострадания, вообще, нет привычки интересоваться людьми.

4. И фантазия у таких детей, как правило, не развита.

5. Детский рисунок у таких псевдовундеркиндов удручающе несамостоятелен.

Итак, в воспитании самостоятельности необходимо равновесие. Не нужно преждевременно ее форсировать у ребенка, в каждом возрасте свои особенности. На одной чаше весов напишите “права”, на другой – “обязанности”. Если на одну чашу положили новую гирьку – не забудьте восстановить равновесие, бросив соответствующую гирьку и на другую.

Перевешивает чаша права – вырастает тиран-неумейка, своенравный и инфантильный. Если же постоянно перевешивает чаша обязанностей, вы можете получить забитое покорное существо: не кроткое, т. е. свою волю смиряющее, а именно покорное, т. е. своей воли не имеющее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Про стили воспитания, свободу, права и обязанности