В каких произведениях поставлена проблема воспитания и образования как в пьесе Фонвизина?
В каких произведениях русской классики поставлена проблема воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?
Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
Во всех трех произведениях мы видим единство авторской позиции – понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интеллектуального облика молодого человека.
Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. С пятилетнего
Петруша гонял голубей, лакомился пенками от варенья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это “благоденствие” было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить мудрость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он “научится мотать да повесничать”.
Вместо Петербурга
И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фактически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с четкими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии.
Гринев не бросает в трудную минуту свою невесту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимоотношениях с Пугачевым, сохраняя верность государственной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из недоросля в достойного мужчину, – все же счастливое исключение в русской литературе.
Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.
Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь которого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе “Обломов”.
Главный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем нарицательным, символизирующим лень, пассивность, бездействие.
Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломовке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные домашние пироги, прогулки по саду и двору – жизнь в Обломовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют мальчику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.
И вот результат воспитания – в тридцать два года, оставив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него невозможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясениям, полезной деятельности.
Безусловно, герой добр и благороден, душа его “чиста и ясна, как стекло”, он осознает суетность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настоящего счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.
Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пейзаж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова “вольной птицей”. Характерные детали его костюма – это восточный халат и домашние тапочки.
Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, брошенная героиней.
Таким образом, система воспитания и образования, принятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во многом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и сердца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие качества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реализовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились определяющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности.
Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.