Позднее и горькое прозрение (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова)
Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. «Я гордился им и его наукой, — в отчаянии восклицает Войницкий, — я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным…
Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто?
И я обманут… — вижу, — глупо обманут…» «Ты погубил мою жизнь! — кричит дядя Ваня Серебрякову. — Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!»
В том-то и трагедия дяди Вани, что в своих несчастьях, в своей неудавшейся жизни он винит только внешние обстоятельства, винит, главным образом, Серебрякова. «Я обманут…» Не справедливее ли сказать, что он обманулся сам, что он сам (в числе других) содействовал превращению талантливого юноши в того брюзгливого, невыносимого в общении человека, который предстает перед
Но дядя Ваня об этом не думает. Понимание, что жизнь прожита напрасно, наступает для него слишком поздно: «Я ночи не сплю с досады, — жалуется он, — что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!»
Размышляя о дяде Ване и о себе, доктор Астров ставит безнадежный диагноз: жизнь прожита «так глупо и так безвкусно…». Что же, винить в этом только старого профессора?
- Позднее и горькое прозрение Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. «Я гордился им и его наукой, — в отчаянии восклицает Войницкий, — я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ДЯДЯ ВАНЯ» Особенность героев Чехова-драматурга в том, что все они — обычные люди. Ни один из них не может претендовать на звание героя своего времени. У каждого из них есть свои слабости, и каждый из них в той или иной степени погружен в рутину повседневной жизни. Почти все […]...
- Система образов в пьесе Чехова «Дядя Ваня» Открытая в «Чайке» новая лирико-эпическая структура драматического произведения была вскоре применена Чеховым в его другой пьесе — «Дядя Ваня», которую он обозначил просто «сценами из деревенской жизни», выведя за пределы жанровых границ. Здесь еще более решительно, чем прежде, он стал строить драму не на событиях, не на борьбе противоположно «заряженных» воль, не на движении к […]...
- Истинная интеллигентность и мещанство под маской учености в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» «Драматургия Чехова, — писал А. Арбузов, — это грань, с которой начинается совершенно новая страница театра». И действительно, Чехов совершенно отказался от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами, от борьбы, ведущей одних к поражению, других к победе. Этим он нарушил все существовавшие на то время каноны драматургии. Вместо отображения внешних конфликтов, писатель погружается во […]...
- Значение эпилога в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова В пьесе Чехова «Дядя Ваня» используется кольцевая композиция: окончание произведения как бы возвращает нас к его началу. Напомним авторскую ремарку в конце первого действия: «Телегин бьет по струнам и играет польку; Мария Васильевна что-то записывает на полях брошюры». А вот как заканчивается последнее, четвертое действие: «Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина […]...
- Своеобразие жанра (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов обычно четко определял жанры своих драматических произведений. Так, например, «Иванов» и «Три сестры» он обозначил, как драмы, «Чайку» и «Вишневый сад» назвал комедиями (другое дело, что в данном случае возникают свои сложности, но речь сейчас не об этом). А «Дядя Ваня» имеет такой подзаголовок: «Сцены из деревенской жизни в четырех действиях». Не драма, не […]...
- Кто такой профессор Серебряков? (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) В пьесе Серебряков нарисован, казалось бы, без какого бы то ни было сочувствия. Достаточно вспомнить его первое появление на сцене. Дядя Ваня с иронией говорит: «Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках». Это очень напоминает учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре». Однако для Чехова […]...
- Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехова А. П Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая […]...
- Герой «сцен из деревенской жизни» А. П. Чехова «Дядя Ваня» Иван Петрович Войницкий, «изящный, культурный человек». Когда-то ради сестры, ныне покойной, Дядя Ваня отказался от своей доли наследства, затем на заработанные тяжелым однообразным трудом средства выкупил имение, расплатился с долгами и всю свою дальнейшую жизнь посвятил служению мужу сестры — светилу науки, профессору Серебрякову. С выходом профессора в отставку и приездом его в деревню жизнь […]...
- О любви в пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова Одно из самых больших несчастий Михаила Львовича Астрова — утрата способности любить. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю…» В произведениях русских классиков своеобразной формой проверки человека на стойкость и благородство, было самоутверждение человеческой личности. Астров не может никого любить — и это очень плохо для него самого. Вы можете […]...
- Язык действующих лиц как средство их индивидуализации (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Фраза эта в учебных пособиях повторяется так часто, что она уже стала шаблонной. И тем не менее, она справедлива в особенности для драматических произведений. Именно там язык действующих лиц приобретает особое значение. Как может драматург выразить свое отношение к своим персонажам? В произведениях эпических и тем более лирических может быть слышен авторский голос. В драме […]...
- Доктор Астров (о пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехова) Чехов наделил своего героя одной из самых благородных профессий. Интересно сравнить двух врачей, изображенных Чеховым, — Старцева («Ионыч») и Астрова. Старцев, который поначалу с увлечением занимался своими деревенскими больными, со временем деградировал и как человек, и как специалист. Астров же вовсе не собирается бросить свою врачебную практику и ведет поистине подвижническую жизнь. «Заработался, нянька, — […]...
- ДЯДЯ ВАНЯ А. П. ЧЕХОВ ДЯДЯ ВАНЯ Сцены из деревенской жизни в четырех действиях Действие первое Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали […]...
- «Дядя Ваня» Чехова в кратком изложении Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в […]...
- Нравственное начало в пьесе «Дядя Ваня» Что-то есть в человеке такое, что не дает ему только есть, пить, наслаждаться. Трепещет в нем искра Божья — желание творчества, созидания. Разумно прожить свою жизнь — это значит раскрыть собственный потенциал, воплотить мысленные образы в материю. Не обязательно это будет живопись или музыка, но даже умение любить людей — это настоящее творчество. Вот таких […]...
- Анализ одной из пьес А. П. Чехова (НЕ «Вишневый сад») Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в […]...
- «Пучина» Островского и «Дядя Ваня» Чехова: преемственность или заимствование? Когда речь идет о таких художниках, как Чехов и Островский, проблема влияния, преемственности обычно не ставится. В сознании читателей, зрителей две творческие судьбы, два художественных метода связаны скорее общей ролью в формировании нового театра, нового типа драмы. В последнее время в исследованиях, посвященных данному вопросу, существует тенденция резко противопоставлять Чехова предшествующим мастерам, тем самым снимая […]...
- Анализ драмы «Дядя Ваня» В 1899 году в Ялту долетает сообщение о триумфе драмы «Дядя Ваня». Она выросла из ранней пьесы «Леший» и обогатилась «результатом наблюдений и изучения жизни» самого автора. В сценах из деревенской жизни Чехов находит художественные возможности широко охватить российскую действительность, раскрыть особенности духовной жизни интеллигенции. Удается это сделать, прежде всего, благодаря выбору действующих лиц. Помещик […]...
- Основная проблематика драмы А. П. Чехов «Дядя Ваня» 1. Пьеса «Дядя Ваня» как продолжение и усугубление темы. 2. Новый тип драмы. 3. Тема мещанства и пошлости в драме. 4. Мечта Чехова о внутреннем освобождении личности. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас […]...
- Краткое изложение Дядя Ваня Антон Чехов А. П. Чехов Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички […]...
- Пьеса Чайка Дядя Ваня Палата № 6 (Чехов А. П.) Горький высоко оценил «Чайку», «Дядю Ваню»- и прежде всего за то,, что в этих пьесах «реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа». В последней чеховской пьесе до одухотворенного символа возвышается вишневый сад. Его сюжетная история символизирует неотвратимую гибель старого. Сквозной для чеховского творчества мотив продажи имения — это еще для писателя и мотив неустойчивости, […]...
- Что такое сильный человек Собрались Гринька и Федя на луг за щавелем, а Ваня решил пойти с ними (ЕГЭ по русскому) «Сила» — смысл этого слова каждым человеком расценивается по-разному. Кто-то сильного человека видит в горе мышц, рельефных широких плечах и торсе, накаченном до невозможности. Хотя существует иное значение понятия «сильный», если рассматривать его с точки зрения силы духа. Многие знакомы с примерами успешных людей, достигших желаемого, несмотря на трудности. Они преодолевали любые преграды, и не […]...
- Обличение недотепства в пьесе Чехова «Вишневый сад» Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» — это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый […]...
- Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по пьесе Чехова А. П Вишневый сад) Чехов — великий мастер короткого рассказа, обличитель мира пошлости и мещанства — в конце 90-х годов XIX века создает так называемую маленькую трилогию, в которую вошли три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В этих рассказах, объединенных общей идеей разоблачения «футлярной» жизни, писатель выступил против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Главный […]...
- Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе «Вишневый сад») Человек, который задолго предчувствовал Многое из того, что теперь совершил, сумел Бы принять все предсказанное им. К. С. Станиславский Антон Павлович Чехов является в истории русской драматургии не только выдающимся драматургом — автором известных пьес «Три сестры», «Чайка», Дядя Ваня», но и драматургом-новатором. И его творческое своеобразие особенно проявилось в пьесе «Вишневый сад». Эту пьесу […]...
- Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений […]...
- Характеристика героя Ваня, Бежин луг, Тургенев Ваня Для самого маленького и младшего и всех ребят, которых встретил автор у костра на ночной равнине, Вани, писатель не дает его портретной характеристики. Он в рассказе отмечает только, что ему было семь лет. Мальчик тихонько лежал, укрывшись своей рогожей, ему хотелось спать. Он просо смотрел в ночное небо, любовался им и восхищался звездами, которые […]...
- Вопросы и ответы к пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (№1) Вы прочитали пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», и у вас, очевидно, сложилось мнение о ее жанре. Чья позиция вам ближе: А. П. Чехова, полагавшего, что у него вышла не драма, а комедия, или руководителей Художественного театра, поставивших «Вишневый сад» как «тяжелую драму русской жизни»? А. П. Чехов был великим человековедом, он как никто другой […]...
- Дядя Митяй и Саня перешли речку и встали перед ягодником 15.3 Что такое душевные силы? (ЕГЭ по русскому) Душевные силы являются отражением внутреннего мира человека, его умения откликаться на чужую боль, понимать и чувствовать красоту окружающего мира. Душевные силы можно назвать запасом прочности человека. Другими словами — это умение управлять собственными желаниями, выполняя главную работу и не отвлекаясь на второстепенные занятия. В произведении В. Распутина его герои дядя Митяй и Санька заняты сбором […]...
- Внутренняя борьба главного героя и его прозрение Молодой и честолюбивый Жюльен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, враждебном обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, «искусство» которого он вынужден осваивать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно чувствуя себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- Незнакомый Тургенев (позднее творчество писателя) Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Писатель известен прежде всего как автор бессмертных романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Мало кому известны его стихи в прозе, полные лиризма и глубоких раздумий над жизнью, другие прозаические произведения. Определяя главную особенность своего творческого […]...
- Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, «искусством» которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- Трилогия Михалкова «Дядя Степа» У каждого литературного героя, пленившего «Дядя Степа» сердце читателей, есть свой секрет обаяния. Добр и весел детский любимец дядя Степа из трилогии «Дядя Степа» (1935), «Дядя Степа — милиционер» (1954) и «Дядя Степа и Егор» (1968). В непосредственности и добродушии главный секрет обаяния героя. Отношение дяди Степы к людям определяется по-детски беззаветной верой в торжество […]...
- Художественные открытия Чехова в пьесе «Вишневый сад» В классической драме диалог — одно из важнейших изобразительных средств, где каждое слово выражает позицию противоборствующих сторон. Чехов же в своей драме внешне имитирует разговорную речь. Реплики «невпопад» создают эффект медлительного течения жизни: «Лопахин. …Я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть […]...
- Викторина по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», по пьесе «Вишневый сад» 1-й конкурс: «Кто это говорит?» Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику. 1. «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с […]...
- ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» (вариант 2) Своей последней пьесе Чехов дал подза- головок — комедия. Но в первой постановке Московского художественного академическо- го театра еще при жизни автора пьеса пред- стала тяжелой драмой, даже трагедией. Кто же прав? Нужно иметь в виду, что драма — это литературное произведение, рассчитан- ное на сценическую жизнь. Только на сцене драма обретет полноценное существование, выявит […]...
- Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени, пройдя через колоссальный перепад оценок творчества писателя: от «юродиво-вредного явления», как критика определяла его при жизни, до выдающегося мастера, по мнению сегодняшнего литературоведения. Художник редкой […]...
- ИЗОБРАЖЕНИЕ УХОДЯЩЕГО МИРА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» ИЗОБРАЖЕНИЕ УХОДЯЩЕГО МИРА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» Лирическая комедия. Так обозначен жанр пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Однако, читая это произведение, каждый из нас проникается сознанием происходящей трагедии, которая охватывает не одно поколение и даже не одну семью. Ход истории — и сюжет комедии и ее содержание. В пьесе обыгрывается ситуация, […]...
- Вина героев в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов — великий русский писатель и драматург, чьи пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всем мире. Своеобразие пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием. Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на сцене, раскрывается в глубине, во внутреннем, как […]...
- Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Три сестры» «Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас глухой и безнадежной, но все же, надо сознаться, она становится все яснее и легче, и, по-видимому, недалеко то время, когда она станет совсем светлой. (Смотрит на часы). Пора мне, пора! Прежде человечество было занято войнами, заполняя все свое существование походами, набегами, победами, теперь же все это отжило, оставив […]...