Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение

Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям и моральной природе.

Изнурительную борьбу с самим собой, которая точится в его сознании, Стендаль приравнивает к “подвигам

Геркулеса”. Придерживаться избранной “тактики” герою не только тяжело, а и противно, и это вносит в его судьбу внутренний драматизм, который все более углубляется, в конце произведения набирая трагического звучания.

То, что случилось с Сорелем, приобретает характер “трагической вины”, за которую он расплачивается жизнью. После фатального выстрела в мадам де Реналь герой начинает по-иному смотреть на мир. Происходит кардинальная переоценка ценностей, и Жульен будто прозревает: цель, к которой он так неистово стремился,

теперь кажется ему ненужной иллюзией, рожденной пылким воображением, обостренным ощущением униженности простолюдина и непониманием действительной природы общества, в котором он хотел занять достойное место.

Определяющей чертой Жульена Сореля, которая выделяет его из окружения, является то, что в борьбу с обществом он вступает не ради карьеры и обогащения. По аналогии с персонажами бальзаковских романов этого героя нередко определяют как карьериста, однако стимулы его поведения выразительно другие, чем у бальзаковских героев. Стендаль не случайно назвал мотивы и поступки Жульена “безумием” и гордился тем, что, при всей их необычности, они такими не кажутся.

Здесь следует заметить, что, называя Сореля “безумцем”, писатель будто бы “воссоздавал” точку зрения рассудительных обывателей, тем временем, в его собственных глазах это была положительная черта героя, родственная с романтическим подъемом.

Многими гранями своего характера и своей судьбы Жульен Сорель вписывается в ряд романтических образов Стендаля, таких как Фабрицио дель Донго, Ферранте Палла, Ламьель и прочие. Эта родственность особенно выразительно показывается в финале короткой жизни Жульена. То, что происходит с героем в тюрьме, когда он ожидает приговор за совершенное в состоянии аффекта преступление, можно квалифицировать как возвращение к самому себе, к своей человеческой сущности. Как уже отмечалось, Жульен не только освобождается от иллюзий, а и радикально переоценивает свои жизненные ценности, сознает ненужность всего, к чему он так стремился.

К бывшим намерениям герой уже не может вернуться, но и другого варианта жизни для него не существует. Своей речью перед судом присяжных Сорель фактически выносит себе смертный приговор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение