Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение
Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусством” которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям и моральной природе.
Изнурительную борьбу с самим собой, которая точится в его сознании, Стендаль приравнивает к “подвигам
То, что случилось с Сорелем, приобретает характер “трагической вины”, за которую он расплачивается жизнью. После фатального выстрела в мадам де Реналь герой начинает по-иному смотреть на мир. Происходит кардинальная переоценка ценностей, и Жульен будто прозревает: цель, к которой он так неистово стремился,
Определяющей чертой Жульена Сореля, которая выделяет его из окружения, является то, что в борьбу с обществом он вступает не ради карьеры и обогащения. По аналогии с персонажами бальзаковских романов этого героя нередко определяют как карьериста, однако стимулы его поведения выразительно другие, чем у бальзаковских героев. Стендаль не случайно назвал мотивы и поступки Жульена “безумием” и гордился тем, что, при всей их необычности, они такими не кажутся.
Здесь следует заметить, что, называя Сореля “безумцем”, писатель будто бы “воссоздавал” точку зрения рассудительных обывателей, тем временем, в его собственных глазах это была положительная черта героя, родственная с романтическим подъемом.
Многими гранями своего характера и своей судьбы Жульен Сорель вписывается в ряд романтических образов Стендаля, таких как Фабрицио дель Донго, Ферранте Палла, Ламьель и прочие. Эта родственность особенно выразительно показывается в финале короткой жизни Жульена. То, что происходит с героем в тюрьме, когда он ожидает приговор за совершенное в состоянии аффекта преступление, можно квалифицировать как возвращение к самому себе, к своей человеческой сущности. Как уже отмечалось, Жульен не только освобождается от иллюзий, а и радикально переоценивает свои жизненные ценности, сознает ненужность всего, к чему он так стремился.
К бывшим намерениям герой уже не может вернуться, но и другого варианта жизни для него не существует. Своей речью перед судом присяжных Сорель фактически выносит себе смертный приговор.
Related posts:
- Внутренняя борьба главного героя и его прозрение Молодой и честолюбивый Жюльен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, враждебном обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, “искусство” которого он вынужден осваивать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно чувствуя себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время действует и говорит вопреки своим убеждениям […]...
- КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ? 1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […]...
- Что привело Жульена Сореля к преступлению Преступление – это не то что совершается просто так, для удовольствия или из-за скуки. Преступление всегда имеет под собой основание, и, хотя иногда его может быть почти не видно, всегда существует последняя капля, что заставляет человека перейти за черту, совершить это преступление. Жюльен Сорель из романа Стендаля “Красное и черное” – человек, впал в отчаяние […]...
- ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” ДУШЕВНАЯ БОРЬБА ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем […]...
- “Красное и черное” Ф. Стендаля как социально-психологический роман Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем указанные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, наконец, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поразительно своеобразным лицом”, относится к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации отбросил на […]...
- Истоки Французского реализма В литературе, живописи и музыке “реализм” в широком смысле слова означает способность искусства правдиво отображать действительность. В основе реалистических взглядов на жизнь – представление о том, что человек зависит от обстановки и общества которое его воспитало. Реалисты стараются использовать стиль своих современников. Подробно описывают политическую, историческую и общественно-бытовую обстановку в стране. Синтаксис литературной фразы у […]...
- Характер і доля Жюльена Сореля У сваєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивасті відбиття життя у сваїх добутках. Перший великий роман Стендаля, “Черван і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневаї ревалюції. Уже його назва говарить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двах сил – ревалюції й реакції. […]...
- Характер і доля Жюльена Сореля Стендаль Закордонна література Характер і доля Жюльена Сореля У своєму розумінні мистецтва й ролі художника Стендаль ішов від просвітителів. Він завжди прагнув до точності й правдивості відбиття життя у своїх добутках Перший великий роман Стендаля, “Червон і чорне”, вийшов в 1830 році, у рік Липневої революції Уже його назва говорить про глибокий соціальний зміст роману, про зіткнення двох […]...
- Характер и судьба Жюльена Сореля в романе Стендаля “Красное и черное” Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода – классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман “Красное и черное”, который сам автор довольно точно назвал хроникой […]...
- Красное и черное в жизни Жюльена Сореля, сочинение “Нехитрое дело попасть ногою в Проложенный след; гораздо труднее, но зато и почетнее, Прокладывать путь самому” Якуб Колас Жизнь Жюльена Сореля была не легкой. Простой французский городок, простая семья работяг, с сильным телом и рабочими руками. Это были люди недалекие и основной их жизненной задачей, было: раздобыть как можно больше денег, что в принципе не […]...
- ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” ОБРАЗ ЖЮЛЬЕНА СОРЕЛЯ В РОМАНЕ СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ” Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бейля) обосновал главные принципы и программу формирования реализма и блестяще воплотил их в своих произведениях. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты видели свою задачу в изображении общественных отношений современности, быта и нравов Реставрации и Июльской монархии. […]...
- Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение Психология Жюльена Сореля (главного героя романа “Красное и черное”) и его поведение объясняются классом, к которому он принадлежит. Это психология, созданная Французской революцией. Он трудится, читает, развивает свои умственные способности, носит пистолет, чтобы защитить свою честь. Жюльен Сорель на каждом шагу проявляет дерзкую храбрость, не ожидающую опасность, а предупреждающую ее. Итак, во Франции, где господствует […]...
- Что привлекало Жюльена Сореля в Бонапарте? Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие […]...
- Борьба в литературе XVII века Классицизм был главным, но не единственным направлением во французской литературе XVII в. В кругах общества, оппозиционных абсолютной монархии, развивались и другие литературные направления. Появлялись произведения, высмеивающие педантизм, чопорность академической и придворной литературы. Еще в 20-х годах XVII в. вышел роман Шарля Соре-ля “Правдивое комическое жизнеописание Франсиона”; в нем описывались приключения бедного дворянина, скитавшегося по Франции. […]...
- Стендаль “Червоне і чорне”. Конфлікт головного героя Жульєна Сореля із суспільством як сюжетний стрижень роману Мета: допомогти учням розкрити конфлікт головного героя роману із суспільством, з’ясувати його роль у сюжеті твору, навчити висловлювати свої судження; розвивати навички роботи з текстом художнього твору, образне й логічне мислення; виховувати активну життєву позицію, неприйняття зла та насильства, прагнення дотримуватися морально-етичних норм. оснащення: портрет письменника, видання його твору, ілюстрації до нього. тип уроку: комбінований. […]...
- Нравственное прозрение Дмитрия Нехлюдова (по роману Л. Н. Толстого “Воскресение”) Роман “Воскресение”, начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не […]...
- Горестное прозрение народа (По произведениям Андрея Платонова) В течение последних нескольких лет одно за другим были опубликованы произведения крупного советского писателя Платонова (1899-1951), ранее широкому читателю не известные. Имя Андрея Платонова возвратилось в литературный обиход нашего времени, пройдя через колоссальный перепад оценок творчества писателя: от “юродиво-вредного явления”, как критика определяла его при жизни, до выдающегося мастера, по мнению сегодняшнего литературоведения. Художник редкой […]...
- Жанр и сюжет романа “Красное и черное” Главным основанием для такого определения жанровой специфики произведения является то, что в нем обозначенные социальные процессы и коллизии преломляются сквозь призму сознания и реакций центрального героя, его внутренней борьбы и, в конце концов, его драматической судьбы. Этот герой, простолюдин “с поражающе своеобразным лицом”, принадлежит к энергичной и честолюбивой молодежи из социальных низов, которую режим Реставрации […]...
- Позднее и горькое прозрение Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. “Я гордился им и его наукой, – в отчаянии восклицает Войницкий, – я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- Внутренняя политика Ивана IV Грозного Царствование Ивана IV Грозного. Внутренняя политика. После смерти Василия III московский престол перешел к его трехлетнему сыну Ивану IV Васильевичу (который получит прозвище Грозный). Его правление можно разделить на три периода. Первый период: 1533-1547 гг. (до совершеннолетия Ивана IV) – период боярского правления, который делится на две части: в 1533-1538 гг. власть находилась в руках […]...
- Позднее и горькое прозрение (о пьесе “Дядя Ваня” А. П. Чехова) Судя по названию пьесы, в центре внимания автора находится судьба дяди Вани. Переоценивая свой жизненный путь, он переживает духовный кризис. Теперь дядя Ваня понимает, что вся жизнь его, отданная на служение профессору Серебрякову, была ошибкой. “Я гордился им и его наукой, – в отчаянии восклицает Войницкий, – я жил, я дышал им! Все, что он […]...
- Сочинение по драме Ибсена “Борьба за престол” Генрик Ибсен – знаменитый норвежский драматург, в своей драме “Борьба за престол” изобразил двух главных героев – претендентов на престол Норвегии. Один из них – Хокон Хоконсен был предложен на царствование дворянами. Другой – консерватор по имени Ярл Скуле. Помимо них в борьбу за престол вступил молодой человек Ятгейр, который был обыкновенным певцом-бродягой. В отличие […]...
- Мое отношение к роману Стендаля “Красное и черное” Известный роман прославленного француза Стендаля “Красное и черное” насыщен яркими героями, резкими поворотами сюжета и живописными местами событий. Все в нем взаимосвязано и переплетается. Таким образом, в спокойном городке Верже сюжет развивается достаточно плавно и только начинает набирать обороты; в новом, незнакомом для главного героя, в Безансоне он и сам чужой; а Парижу, крупному мегаполису, […]...
- Внутренняя свобода как “производственная необходимость”для словесника Эта статья продиктована потребностью “отойти на шаг в сторону” и осмыслить то, что происходит с нами, учителями, и со школьным предметом “литература”. То, что уровень преподавания литературы падает, – печально, но факт. То, что ученики в массе своей не читают, – тоже факт. То, что общий культурный уровень катастрофически низок, – общепризнанно. То, что мы, […]...
- Внутренняя политика Павла I Внутренняя политика Павла I Внутренняя политика Павла I характеризуется следующими мероприятиями: 1797 г. – новый указ о престолонаследии, по которому престол переходил только по прямой восходящей мужской линии, что лишало женщин права занимать русский трон (Павел негативно оценивал женские правления в России): введение прусского военного устава и военной формы в российской армии, что было неудачной […]...
- В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова? В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в особенности русский человек. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть […]...
- Борьба за существование и естественный отбор Вопрос 1. В чем состоит действие естественного отбора? Естественный отбор в природе происходит в ходе борьбы за существование и является ее следствием. Он влияет на состав популяции, “убирая” из нее менее приспособленные индивидуумы, и делает ее более приспособленной к условиям внешней среды. Вопрос 2. Можно ли получить экспериментальные подтверждения действия отбора? Да. Кроме наблюдения естественного […]...
- Борьба за жизнь (по рассказу Д. Лондона “Любовь к жизни”) (1) В произведениях многих известных писателей отразилась история их жизни. Особенно ярко это можно увидеть, читая захватывающие увлекательные рассказы Джека Лондона, – моего любимого писателя. Многое повидав и пережив йа свою короткую, но бурную жизнь, он постоянно подвергает своих героев испытаниям, заставляет преодолевать трудности и совершать выбор. А поскольку действие многих рассказов происходит на Крайнем Севере, […]...
- Сочинение на тему: Борьба с вредной привычкой Вредные привычки бывают разными. У взрослых это такие опасные для здоровья привычки, как курение и пьянство. У детей и подростков тоже есть вредные привычки. Маленькие дети, например, ковыряют в носу, что очень некрасиво и негигиенично. Многие вставляют в свою речь слова-паразиты: разные “значит”, “вот” и другие. Такие слова засоряют речь, делают ее неинтересной, невыразительной. Некоторые […]...
- Внутренняя политика Екатерины II: просвещенный абсолютизм Внутренняя политика: просвещенный абсолютизм Екатерина II взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого Петр III был заключен под стражу и 6 июля убит. Во время своего царствования Екатерина окружит себя целой плеядой талантливых государственных деятелей: это Г. Г. Орлов и Г. А. Потемкин (оба были ее фаворитами), Н. […]...
- Сочинение на тему: БОРЬБА ДОБРА СО ЗЛОМ В СКАЗКЕ Е. ШВАРЦА “ДВА КЛЕНА” “Два клена” – пьеса о том, как Василиса-работница спасает заколдованных Бабой-Ягой сыновей Федю и Егорушку. Видя отчаянное желание женщины вернуть детей, Баба-Яга хитростью завлекает ее к себе в услужение. И хотя Василиса, пока трех сыновей вырастила, всему научилась, без помощи своих добровольных помощников ни за что не смогла бы выполнить задания Бабы-Яги. Главное достоинство Василисы […]...
- Внутренняя политика Петра I: модернизация Внутренняя политика Петра I: модернизация Содержание петровских реформ – модернизация (обновление в соответствии с духом времени) всех сторон государства и общества в России, поворот государства от азиатских влияний (Византия, Орда) и древнерусских корней к Западной Европе. Можно выделить две основные причины петровских реформ: системный кризис Московского государства в конце XVII в., в основе которого лежало […]...
- Внутренняя политика во время правления Николая II 8.2.2. Внутренняя политика Направления внутренней политики: в рамках экономического курса, проводившегося, как и в последние годы правления Александра III, под руководством С. Ю. Витте, были осуществлены: введение государственной монополии на производство крепкого алкоголя; денежная реформа 1897 г. (введение золотого стандарта рубля, в результате чего рубль стал конвертируемым, что привлекло иностранных инвесторов в Россию); снятие в […]...
- Идейная борьба на страницах романа “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников – это совсем необычный преступник. Свое преступление – убийство старухи-процентщицы – он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который […]...
- “В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в особенности русский человек. В этом заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. Мучительная внутренняя борьба ни на […]...
- Внутренняя политика СССР после Великой отечественной войны Внутренняя политика Холодная война оказала существенное влияние также на внутриполитический климат в СССР. Наличие внешней угрозы обусловило новое ужесточение политического курса и широкое применение репрессивных методов, хотя и не в таких значительных масштабах, как до войны. Вплоть до начала 1950-х гг. сохранялась напряженная обстановка в Западной Украине и Прибалтике, где действовали антисоветские вооруженные формирования бандеровцев […]...
- Внутренняя метаморфоза Андрея Болконского и Наташи Ростовой Внутренняя метаморфоза Болконского происходит при небывалом подъеме духовной энергии (упадке телесной). В отрыве от всего материального он постигает высшее (“божье”, по его слову) предназначение сущего – единение человеческих сердец. С лихорадочным восторгом (это состояние “подчеркнуто” в тексте) он отдается жажде разделить горести и ошибки тех, кто томится в одиночестве. Так выражаются морально-этические идеалы автора. Они […]...
- Внешняя политика Петра I: борьба за выходы к морям Внешняя политика Петра I: борьба за выходы к морям Главной целью внешней политики Петра I стало получение выходов к морям (Балтийскому и Черному), чтобы превратить Россию в экономически развитую и влиятельную европейскую державу. Главным способом решения этой задачи стали войны (из 36 лет царствования Петра Россия воевала 26 лет). Три основных направления внешней политики Петра […]...
- Внутренняя драма Базарова Судьба дворянской интеллигенции – предмет постоянных и сосредоточенных размышлений Тургенева. В новых общественно-политических условиях ни переосмысливает идейно-психологический облик пушкинского Героя, создавая целую вереницу “лишних людей”, представляющих вариацию созданного Пушкиным типа. Как бы продолжая критику “безнадежного эгоизма” интеллектуального героя из дворянской среды, Тургенев развенчивает его индивидуалистическую настроенность, подмечает вместе с тем в нем тревогу нравственного чувства […]...
- Внутренняя эволюция главного героя рассказа Г. Белля Г. Белль – немецкий писатель, который, пройдя фронтами Второй мировой войны, получил убеждение, что война – самое большое зло в мире. Поэтому все Его творчество пронизано антивоенным пафосом. Рассказ “Путник, когда ты придешь в Спа…” является шедевром малой прозы Г. Белля. Главный герой произведения, от лица которого ведется сказ, не имеет имени, так как таких, […]...