Постмодерновая виртуальность литературы нашего времени (лекция для одноклассников)

Дорогие друзья! Я – ваш сегодняшний лектор, доктор школьных наук Модест Модернович Постмодернистский. Предлагаю послушать лекцию об уникальном постмодерновом явлении в мировой культуре, Для каждого из нас актуальной проблемой в школьной жизни является встреча с таким банальным явлением, как книга.

С книги мы начинали свое знакомство с жизнью. Припомним. Вот нам два года, и мамы читает сказку на ночь. Мы радуемся иллюстрациям, с интересом рассматриваем рисунки.

Но со временем становится сложнее – нас ждут буквы, их выучить будет

непросто. Но мы выучили – иначе бы не дошли до 12 класса! И все это время нас окружали книги: учебники, атласы, словари, справочники, энциклопедии. Может пора что-то изменить?

Мы – новое поколение и должны сказать, что вместе с окончанием школьной эры, может что-то измениться и в эре книжного мира. Мы – поколение, которое выросло вместе с его величеством КОМПОМ: здесь заложена вся мудрость человечества. Тебя интересует энциклопедия – пожалуйста, какое-то понятие – тоже не проблема…

Любая информация, развлечения, общение – все это возможно благодаря компьютеру.

Не удивительно, что это поняли

и писатели. Они живые организмы и вынуждены развиваться вместе с цивилизацией. Что же предлагает нам современная литература в ее осовремененном варианте?

Первое. Должен признать, что наши современники не нашли ничего особого в названии и окрестили современный период постмодернизмом. Была эпоха античной литературы, Возрождение, классицизма, романтизма, реализма.

Те, кто объявили протест против всего предыдущего, назвали себя модернистами. Неужели у следующего поколения не хватило фантазии на новое слово? Это отсутствие фантазии или принципиальная позиция?

Попробуем разобраться.

Сделайте записи в тетради; “Постмодернизм – новейшее явление, для которого характерной особенностью является тотальное высмеивание, игра с чужим текстом, смесь разнообразных стилей, использование элементов массовой культуры”. Что делают постмодернисты? Смеются над всем. Насмехаются.

По сути дела, постмодернисты ничего особенно придумать не смогли и в своих произведениях используют набор чужих мыслей, крылатых фраз знаменитых писателей-предшественников. Есть один американский студенческий, анекдот: студент прочитал “Гамлета” Вильяма Шекспира и заявил:

– Ничего особенного! Собрание распространенных крылатых фраз!

Действительно, некоторые произведения постмодернистов превращаются в книги-цитаты. Так француз Жан Риве в своей книжке “Панночка с А” собирает 750 цитат от 408 авторов! Это и есть так называемая интертекстуальность (запишите, пожалуйста!) – любой текст строится как мозаика, он является трансформацией других известных текстов. Идея не нова.

Вышеупомянутый Шекспир тоже не сам придумывал свои сюжеты, а брал их из давних хроник (правда, это был обмен один к одному, т. е., брал один текст, и на его основе создавал свой, тоже один, но оригинальный!). Джойс, например, смеясь, говорил о том, что он в своем романе опирался на 60 других романов – так вот пусть ломают голову критики, что и к чему! А известный всем современным людям роман Умберто Эко “Имя розы” – это своеобразный пародийный вариант Шерлока Холмса от Конан Дойла.

Соглашаетесь? Кому интересно – поговорим после лекции об Умберто Эко…

Второе. Запишем: “Достижением постмодернизма является гипертекст”. Вы не хотите читать? Берите в руки циркуль.

Милорад Павич так и записал в подзаголовке рассказа “Дамаскин” – новелла для компьютера и плотнического циркуля. Что это означает? А вот что. Можете читать раздел “Третий храм”.

Что-то не так? Щелкните мышкой на компьютере – и читайте другой раздел, например “Дворец”. “Читатель может пренебрегать нашими предложениями и читать так, как он привык, как любую другую новеллу”.

Вы сами можете решать, как вам читать – с начала или с конца, параллельно оба текста, или по диагонали один, вы можете сами составить собственный вариант прочтения. Тот самый Павич говорит, что он нашел 2257 вариантов, с помощью которых можно читать его произведение. В “Хазарском словаре” можно читать по цвету (красную, зеленую и желтую книги).

В книге “Последняя любовь в Константинополе” можно раздели ставить согласно значению карт Тара. Текст становится живым организмом, с которым вы работаете, думаете, играете. В зависимости от того, как вы выстраиваете разделы книги, изменяются и судьбы главных героев: читайте одновременно и с конца, и с начала – внутри книги герои встретятся.

По выражению У. Эко, постмодернизм – это “определенный духовный залог”. Эта литература не принимает равнодушного, не мыслящего читателя. Она требует логики, мысли, анализа, сопоставления – т. е., это литература для нас, думающей современной молодежи, которая не хочет принимать устаревшие способы мышления и чтения.

Я убежден, что постмодерн призван не только передать ощущения опустошения и внутреннего вакуума, он не только разрушает предыдущие состояния. Это метод, который выводит наше общество на вершину духовного осмысления всего культурного достояния человечества. И чтобы понять это, нужно быть человеком интеллектуальным, идти в ногу с новым временем.

Благодарю за внимание. (Бурные аплодисменты).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Постмодерновая виртуальность литературы нашего времени (лекция для одноклассников)