Полтава характеристика образа Мазепа

ПОЛТАВА

(Поэма, 1828)

Мазепа – главный герой, украинский гетман, “крепкий старик”, в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария.
Композиция “Полтавы” многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку – к образу “мрачного” Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается

к М.; после того как отец гибнет на плахе, Мария сходит с ума. На любовную интригу наложена интрига политическая: М. медленно и скрытно, не поддаваясь на уговоры пылкого украинского юношества тот час же выступить против Петра, вместе с иезуитом, Орликом, Булавиным готовит измену, ведет тайные переговоры со Швецией, Бахчисараем (турками), Варшавой, Очаковом; в конце концов вместе с Карлом терпит поражение на полтавском поле.

Как герой новеллы, он (в первой и второй частях) противостоит Кочубею; как герой эпоса (в части третьей) – Петру; и в том, и в другом случае он действует в соответствии со своим сильным

характером – энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце М., сокрыты от стороннего взгляда – ибо гетман стар, а значит – хитер, осторожен, тверд. (Пушкин сравнивает его с пылающим камнем.) А главное – он в отличие от М. у Рылеева в поэме “Войнаровский” равнодушен ко всему (и к свободе, и к Отчизне), кроме власти. И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план “измены” (часть 2-я), он клянется, что любит Марию “больше славы, больше власти”, – это ложная клятва.

В ночь перед казнью Кочубея он размышляет над спящей – и ни о чем не ведающей – Марией: “Кому судьбою / Волненья жизни суждены, / Тот стой один перед грозою, / Не призывай к себе жены”.

Но в том и парадокс, что, теряя Марию, М. теряет некую незримую опору своей власти над судьбой, “житейский” источник своей политической силы; что, побеждая Кочубея, он заведомо обречен потерпеть поражение от Петра. Больше того и хуже того, становясь врагом русского царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, безвольного Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как М. с Карлом позорно бегут с полтавского поля и Пушкин “заставляет” их проехать мимо разоренного имения Кочубеев, в финальной сцене ему является Мария.

Она безумна – и потому ее “детскими” устами вещает истина: “Я принимала за другого / Тебя, старик”. В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она “опознала” идеального властителя, идеального “мужа брани”, которого прежде видела в М.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Полтава характеристика образа Мазепа