Изображение Полтавского боя поэме “Полтава”



“Полтава”. В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму “Полтава”. “Полтава” – героическая поэма. В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе.

О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя Белинский писал: “Картина Полтавской битвы начертана кистию широкою и смелою; она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры”.

В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического.

Ее композиционной основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в отвлеченной, абстрактной форме.

В “Полтаве” героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной. Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам, Петра окружает реальная обстановка. И в самой грандиозной картине Полтавского

боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских – шведам.

Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения славной победой.

Изображение огромного исторического события сочетается в “Полтаве” с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе. Образ Марии (Матрены) Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца – все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Но времена “Бахчисарайского фонтана” были уже позади.

Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает психологически, имея перед собой пример шекспировской Дездемоны; в необычайной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.

Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял свою “Полтаву” байроновской поэме “Мазепа”, в которой образ Мазепы дан в романтическом плане, оторвано от конкретно-исторической обстановки. Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честол’юбием. “Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер” (VII, 191),- замечает Пушкин.

В творческом развитии Пушкина, в его исканиях “Полтава” явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему. В “Полтаве” Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам “Полтавы”.

Настойчивый интерес к эпохе Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение Полтавского боя поэме “Полтава”