Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера

Мастер – безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его “мертвая кличка: “Номер сто восемнадцатый из первого корпуса”. Прозвище “мастер” дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям “мэтр”, “маэстро”; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гетевским Фаустом (по аналогии с Воландом-“Мефистофелем” и Маргаритой-“Гретхен”) несущественны.

В то же время имеет значение

своеобразное “двой-ничество” М. и Воланда (симметрия букв и “М”, аутентичность повествования Воланда и романа М. и т. п.). Герою придано портретное сходство с Гоголем, их роднит также мотив сожженной рукописи. При этом М. – явно автобиографический герой; ему 38 лет – столько же, сколько было самому Булгакову в год начала работы над романом и знакомства с Е. С. Шиловской (затем Булгаковой).

Видимо, не случайно то обстоятельство, что герой появляется впервые именно в 13-й главе. В клинике Стравинского, пробравшись в палату к Ивану Бездомному, он рассказывает, что некогда, будучи историком по образованию,

работал в одном из московских музеев, был женат. Выиграв в лотерею сто тысяч рублей, он бросает службу в музее, нанимает двухкомнатную квартиру в арбатском подвальчике и принимается писать роман о Понтии Пилате. В этот период М. встречает Маргариту.

Однако попытки опубликовать роман вызывают кампанию травли со стороны литературных критиков, что приводит М. к тяжелому нервному расстройству. “Друг” М. Алоизий Могарыч, желая занять его комнаты, пишет на него донос, и М. арестовывают. Выйдя из тюрьмы через несколько недель, он осознает себя полным изгоем и сам приходит в клинику Стравинского, причем считает себя неизлечимым. Герой запуган, измучен и морально сломлен, готов отказаться от всей прошлой жизни, в том числе и от Маргариты. Будучи по ее просьбе “извлечен” Воландом из клиники, М. говорит, что ему “скучно” и он хочет “в подвал”, выражает надежду, что Маргарита “образумится” и уйдет от него, ибо он не желает губить ее жизнь вместе со своей собственной.

Герои возвращены в арбатский подвал. После того как Азазелло отравляет их, М. и Маргарита присоединяются к свите Воланда. Прощаясь с Иваном Бездомным, М. называет его “учеником” и просит написать за него продолжение романа. Посетив место в горах, где томится Пилат, М. отпускает своего героя на свободу.

Во время последнего полета М. приобретает облик человека XVIII в. (ср. обращение Воланда: “трижды романтический мастер”). По словам Левия Матвея, М. “не заслужил света, он заслужил покой”; поэтому “вечный приют”, “вечный дом”, дарованный герою, выглядит как амбивалентная “награда/наказание”: М. обретает покой, забывает обо всем и сам предан забвению. Он остается лишь в памяти Ивана, которому ежегодно является во сне в ночь весеннего полнолуния.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера