Лигурио — персонаж комедии. По своему театральному амплуа — приживал, «паразит», роль которого, однако, далеко перерастает эти первоначальные рамки и становится центральной во всей пьесе. Именно Л. приходит на помощь Каллимако и наилучшим образом устраивает его отношения с прекрасной Лукрецией.
Каллимако — тридцатилетний человек, которого два десятка лет тому назад опекуны увезли из родной Флоренции в Париж, откуда он теперь и возвращается, увлеченный рассказами о небывалой красоте молодой дамы Лукреции. Кроме того, что она хороша собой, она, как выясняется, добродетельна, и хотя Лукреция едва ли любит Ничу, своего богатого простофилю-мужа, но склонить ее к измене представляется почти невозможным. Однако Л. берется за дело.
Первый план Л. — заманить Лукрецию на воды, где нравы вольнее и устраиваются разного рода увеселения. Однако затем решает, что поездка на воды не понадобится, если Каллимако удастся сыграть роль врача, приглашенного к Лукреции с тем, чтобы рекомендовать ей верное средство зачать ребенка: шесть лет она в браке, а детей нет. План Л. состоит в том, что Каллимако пропишет питье для Лукреции и объяснит Ниче, что «тот, который переспит с ней после снадобья, умрет ровно через восемь дней…». Ничу это, естественно, не устраивает, но ему советуют пожертвовать жизнью какого-либо подгулявшего молодчика, которого можно будет отловить на окрестных улицах и, завязав предварительно глаза, препроводить в постель к Лукреции.
Нича быстро сдается. Лукрецию принуждают согласиться, заручившись одобрением ее матери и советами подкупленного священника. Все происходит так, как задумал Л.: Каллимако, переодетый пьяным прохожим, попадает к Лукреции и уславливается с нею о дальнейших встречах. Начало любви достойно того, кто помог ей осуществиться.
Дальнейшее течение любви, вероятно, будет таким же, каким было ее начало. Цель достигнута, но опорочена способствовавшими ее достижению средствами. В этом случае сразу же вспоминается тот факт, что комедия Макиавелли последовала за его «Государем» и может быть рассмотрена как приложение тех же принципов; только не к сфере политической, а к сфере частной жизни.
Л., разумеется, не правитель, а всего лишь «паразит», но он превращается в того, кто правит, без чьего вмешательства не делаются дела.
- Мандрагора ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Никколо Макиавелли (niccolo machiavelli) 1459-1527 Мандрагора (Mandragora ) — Комедия (1518, опубл. 1524) Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, ... Читать далее...
- Краткое изложение Мандрагора Н. Макиавелли Мандрагора Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентиец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера ... Читать далее...
- Изложение комедии Макиавелли «Мандрагора» Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентиец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью ... Читать далее...
- «Мандрагора» Макиавелли в кратком содержании Действие происходит во Флоренции. Завязкой служит беседа Каллимако со своим слугой Сиро, обращенная, по сути, к зрителям. Юноша объясняет, почему вернулся в родной город из Парижа, куда его увезли в десятилетнем возрасте. В дружеской компании французы и итальянцы затеяли спор, чьи женщины красивее. И один флорентиец заявил, что мадонна Лукреция, жена мессера Нича Кальфуччи, прелестью ... Читать далее...
- Что делать характеристика образа образа Полозова ЧТО ДЕЛАТЬ? Из рассказов о новых людях (Роман, 1863) Полозов — отец Катерины Васильевны. К моменту действия ему шестьдесят лет. Отставной ротмистр. Прокутил имение, остепенился и вышел в отставку. Чтобы собрать себе новое состояние, занялся торговлей. Постепенно на подрядах и поставках стал миллионером, но, поссорившись с кем-то из влиятельных лиц, от кого многое зависело, обанкротился. ... Читать далее...
- Петька на даче характеристика образа Петьки Петька — десятилетний мальчик, служащий парикмахерской. Парикмахерская, куда мать отдала П. в люди, находилась невдалеке от квартала, «заполненного домами дешевого разврата. Они господствовали над этой местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного». Мальчику «хотелось бы куда-нибудь в другое место», но дни его тянулись однообразно: «И утром, и вечером, и весь Божий ... Читать далее...
- Мать характеристика образа Находки Андрея Онисимовича Находка Андрей Онисимович («хохол», Андрей) — революционер-подпольщик, друг Павла Власова и как бы приемный сын Ниловны. А. — украинец, «незаконнорожденный» сирота-приемыш (ср. фамилию героя). Он «сын всех людей»; имя героя (Андрей — «человек») символизирует «общечеловеческое», гуманное начало в революционной деятельности. А. высказывает мысли об интернациональном братстве рабочих всех стран, содержащие евангельские ассоциации: «Для нас нет ... Читать далее...
- Илиада характеристика образа Терсита Терсит (иначе Ферсит) — персонаж «Илиады», греческий воин. Т. появляется лишь однажды, во 2-й песне поэмы (стихи), где в момент испытания Агамемноном греческого войска он призывает всех возвращаться домой, оставив под Троей одного Агамемнона, которого хулит и упрекает в корысти. Т. усмиряет Одиссей ударом своего скипетра и грозит, в случае если тот продолжит свои поношения, ... Читать далее...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Геллы Гелла — служанка Воланда, ведьма-вампир. Шрам на ее шее напоминает о гетевской Гретхен, казненной за детоубийство, которую Фауст видит во время Вальпургиевой ночи. Имя героини вызывает ряд ассоциаций. В греческой мифологии Г. и Фрикс — дети богини облаков Нефелы; спасаясь от гибели, они летят в Колхиду на златорунном баране; Г. погибает, упав в воды пролива, ... Читать далее...
- Смерть в Венеции характеристика образа Густава фон Ашенбаха Ашенбах Густав фон — главный герой новеллы, действие которой начинается «в теплый весенний вечер 19… года» в Мюнхене, а потом переносится в Венецию. А. Г. ф., знаменитый писатель, недавно перешагнувший рубеж пятидесятилетия, внезапно ощущает желание оставить свой письменный стол и устоявшийся образ жизни и отправляется в путешествие. Дальнейшие события укладываются в несколько фраз. Поселившись в ... Читать далее...
- Метаморфозы характеристика образа Психеи Психея — персонаж вставной сказки в романе Апулея «Метаморфозы». Эту сказку рассказывает старуха разбойница попавшей в плен к шайке девушке Харите. П. (букв, «душа»), младшая из трех царевен, так прекрасна, что ей начинают поклоняться как новой Венере. Настоящая Венера оскорблена и просит своего сына, Амура, отомстить за нее: пусть П. влюбится в самого убогого и ... Читать далее...
- Одиссея характеристика образа Пенелопы Пенелопа — персонаж «Одиссеи», дочь Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея и двоюродная сестра Елены. В мировой культуре имя П., которая целых 20 лет ждет возвращения любимого мужа, стало олицетворением верной жены. Во время отсутствия Одиссея П. осаждают многочисленные женихи, юноши из лучших семей Итаки и близлежащих островов. Но П., понимая, что сила на их ... Читать далее...
- Тартюф, или обманщик характеристика образа Тартюфа Тартюф — лицемер, втершийся в доверие Оргона, присваивающий себе его дом и состояние, но разоблаченный и арестованный по королевскому указу. Его имя, очевидно, взято Мольером из арсенала итальянской комедии масок, где появлялся персонаж Тартуфо (упоминание о нем впервые зафиксировано во Франции в 1609 г.). Обнаруживается и ассоциация со старофранцузским truffe — обман, плутня. В подзаголовке ... Читать далее...
- Телль Вильгельм характеристика образа Теллья Вильгельма Телль Вильгельм привлек внимание Шиллера по подсказке Гете, летом 1797 г. совершавшего путешествие в Швейцарию и посетившего места, связанные с ее народным героем. Искусный стрелок Т., пронзающий по приказу тирана Геслера яблоко, положенное на голову своему сыну Вальтеру, — фольклорный образ, имеющий хождение в легендах многих народов мира (древнескандинавское сказание об Эгиле, болгарское о Дигенисе, ... Читать далее...
- Улисс характеристика образа Блум Мэрион Блум Мэрион. Несомненным, хотя и не единственным прототипом жены Блума является Нора, жена Джойса; в то же время, чтобы создать образ новой Пенелопы, Джойс, естественно, подчеркивает в образе женское начало, существенно видоизменяет и внешние, и внутренние черты Норы. Б. М. в отличие от Норы изменяет мужу (что не мешает тому относиться к жене с обожанием ... Читать далее...
- Улисс характеристика образа Стивена Дедала Дедал Стивен — один из трех дублинцев, описанных в романе (Стивен Дедал, Леопольд Блум и его жена Мэрион Блум). Основополагающая, формообразующая черта романа — связь с «Одиссеей» Гомера, которая выражается в многочисленных и прозрачных сюжетных, тематических и смысловых параллелях, намеках, аллюзиях. Для большинства персонажей «Улисса» в поэме Гомера имеются прототипы: Стивен Дедал — Телемах, Леопольд ... Читать далее...
- Илиада характеристика образа Ахилла Ахилл (Ахиллес) — главный герой поэмы, суровый и неумолимый воин. В ответ на оскорбление, которое нанес ему Агамемнон, верховный вождь и предводитель войска ахейцев, в течение 10 лет осаждавших Трою, А. отказывается от участия в войне. Из-за этого ахейцы терпят одно поражение за другим. Но когда вождь троянцев Гектор убивает друга А. Патрокла, А. забывает ... Читать далее...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Бегемота Бегемот — один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот — одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене ... Читать далее...
- Королева Марго характеристика образа Карла IX Карл IX — французский король, в правление которого происходят события романа и чье царствование ознаменовано страшным событием: Варфоломеевской ночью — кровавым избиением гугенотов, обманом привлеченных в Париж. В начале романа К. предстает сатрапом, ради развлечения стреляющим в людей из своего окна и готовым погубить тысячи невинных людей ради сомнительных государственных интересов. Однако при этом К. ... Читать далее...
- Фауст характеристика образа Мефистофеля Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же ... Читать далее...
- Полтава характеристика образа Мазепа ПОЛТАВА (Поэма, 1828) Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе (и романтическая новелла, и героический эпос). Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему ... Читать далее...
- Обломов характеристика образа Мухоярова Ивана Матвеевича ОБЛОМОВ (Роман. 1859) Мухояров Иван Матвеевич — брат Агафьи Матвеевны Пше-ницыной, персонаж, на первый взгляд, малоприметный, но являющийся важной пружиной в сюжете романа. Читатель узнает о М. от земляка Обломова, Михея Андреевича Тарантьева, аттестующего Обломову своего «кума»: «Это, брат, золотой человек, не чета какому-нибудь выскочке немцу! Коренной, русский служака, тридцать лет на одном стуле сидит, ... Читать далее...
- Война и мир характеристика образа Наполеона ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Наполеон — французский император; реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н. Толстого. В начале произведения Н. — кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А. П. Шерер. ... Читать далее...
- Баня характеристика образа Чудакова Чудаков — изобретатель машины времени. Своих друзей, молодых рабочих Велосипедкина и Фоскина, упрекает в бескрылом утилитаризме, с которым они относятся к его идее; однако оказывается, что построить машину мешает вполне утилитарная проблема: нет денег. Их готов дать англичанин Понт Кич, которому наивный Ч. с готовностью разъясняет детали изобретения. Однако Велосипедкин, подозревающий в иностранце шпиона, крадет ... Читать далее...
- Доктор Живаго характеристика образа Комаровского Виктора Ипполитовича Комаровский Виктор Ипполитович — богатый адвокат; персонаж воплощает «демоническое» начало (ср. фамилию актера, приятеля К. — Сатаниди). К. повинен в разорении и гибели отца Живаго. К. — любовник вдовы Гишар, затем — ее дочери Лары. После скандала на елке у Свентицких К. поселяет Лару на квартиру к своей, знакомой и решает не встречаться с ней, ... Читать далее...
- Котлован характеристика образа Прушевского Прушевский — инженер, производитель работ; о герое говорится, что это «не старый, но седой от счета природы человек». Он сам «выдумал» идею «общепролетарского дома» и руководит его строительством: по его проекту «через год весь местный класс пролетариата выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом»; однако П. не в состоянии «предчувствовать устройство ... Читать далее...
- Конармия характеристика образа Павличенко Матвея Родионовича Павличенко Матвей Родионович — конармеец, «красный генерал», герой-рассказчик «Жизнеописания Павличенки Матвея Родионыча». Будучи пастухом в Ставропольской губернии, женился на девушке по имени Настя. Узнав, что помещик Никитинский, у которого он работал, пристает к его жене, просит расчет; однако помещик заставляет его в течение десяти лет выплачивать долг. В 1918 г., уже став командиром красноказачьего отряда, ... Читать далее...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Ивана Бездомного Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич, Иван, Иванушка) — поэт, затем профессор Института истории и философии. В образе персонажа существенно «сказочное» начало (ср.: Иванушка-дурачок). Псевдоним «Бездомный» подражает реальным псевдонимам литераторов 20-х гг.: Бедный, Приблудный, Голодный и т. п.; возможны также аллюзии на поэта А. Безы-менского. В начале романа И. — известный поэт 23 лет, написавший антирелигиозную ... Читать далее...
- Конармия характеристика образа Афоньки Биды Афонька Бида — конармеец-взводный, которого Лютов вначале называет своим другом. В рассказе «Путь в Броды» А. рассказывает ему притчу о пчеле, не захотевшей ужалить Христа, после чего заявляет, что пчелы должны претерпеть мучения войны, ибо она ведется и для их пользы. После этого А. поет песню о жеребенке по имени Джигит, который довез подъесаула, своего ... Читать далее...
- Очарованная душа характеристика образа Ривьеры Анетты Ривьер Анетта — центральный персонаж эпопеи. Ее чарует все, она радуется проявлениям жизни во всех ее противоречиях; она всегда в движении, оправдывая свою фамилию (riviere — река). Как река струится и действие книги, охватывающей три с половиной десятилетия — от кануна первой мировой войны до начала 30-х гг. В образе А. воплощен один из основных ... Читать далее...
- Отцы и дети характеристика образа Одинцовой Анны Сергеевны ОТЦЫ И ДЕТИ (Роман, 1862) Одинцова Анна Сергеевна — красавица аристократка, предмет трагической страсти «нигилиста» Базарова. В О. заметны черты, свойственные новому поколению дворян, — отсутствие сословной спеси, свобода суждений, известный демократизм. В то же время в ней все чуждо Базарову — даже качества, которые сродни его собственным. О. умна, горда, независима совершенно по-иному. Однако ... Читать далее...
- Обмен характеристика образа Дмитриева Федора Николоваевича (Дед) Дмитриев Федор Николаевич (Дед) — дед Виктора Дмитриева. «Очень стар — семьдесят девять, — таких стариков осталось в России немного, а юристов, окончивших Петербургский университет, еще меньше, а тех из них, кто занимался в молодости революционными делами, сидел в крепости, ссылался, бежал за границу, работал в Швейцарии, в Бельгии, был знаком с Верой Засулич, и ... Читать далее...
- Вишневый сад характеристика образа Туркиной Екатерины Ивановны ИОНЫЧ (Рассказ, 1898) Туркина Екатерина Ивановна (Котик) — дочь Ивана Петровича и Веры Иосифовны. В момент знакомства со Старцевым ей семнадцать лет, она похожа на мать, худощава и миловидна, с детским выражением лица. К. неплохо играет на рояле, интересуется искусством и собирается в Москву в консерваторию. Старцеву она кажется необыкновенно милой и очень умной и ... Читать далее...
- Характеристика образа Фигаро в комедиях Бомарше П Фигаро — по словам автора, «наиболее смышленый человек своей нации», на протяжении действия раз за разом делами доказывающий излюбленную мысль Бомарше, что судьба личности определяется не силой обстоятельств, мешающих ее полноценному осуществлению, а значит, счастью, но силой ее сопротивления скверным обстоятельствам, сословным ограничениям и власти предрассудка. Представитель третьего сословия, к которому Бомарше и на вершине ... Читать далее...
- Человек в футляре характеристика образа Беликова ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ (Рассказ, 1898) Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику В.: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на ... Читать далее...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Маргариты Маргарита (Маргарита Николаевна) — главная героиня романа. Несомненна прототипическая связь с Е. С. Булгаковой — третьей женой писателя. Ассоциации с гетевской Гретхен имеют, скорее, поверхностный характер: существенным оказывается лишь момент бездетности М. и проявленное ею милосердие по отношению к детоубийце Фриде. Героине 30 лет. Выйдя замуж в 19 лет, она является женой «очень крупного специалиста»; ... Читать далее...
- Приключения Шерлока Холмса характеристика образа Ватсона Ватсон (доктор Ватсон, вар. пер. Уотсон) — постоянный спутник Шерлока Холмса. Врач по образованию, военный хирург, закончивший Лондонский университет в 1878 г., выполняет функцию летописца деяний Холмса. Во время англоафганской войны (1878-1880) ружейная пуля разбила ему плечо. По собственному признанию, не выносил никакого шума. Появившись в Лондоне, некоторое время жил в гостинице, потом снял комнату ... Читать далее...
- История одного города характеристика образа Угрюма-Бурчеева ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА (1869-1870) Угрюм-Бурчеев — в прошлом «прохвост» (просторечное искажение слова «профос» — полковой палач, позднее — «пара-шечник», уборщик нечистот), назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе палец. В значительной мере прототипом его служил фаворит Павла I, а затем и Александра I А. А. Аракчеев. Выполняя желание Александра ... Читать далее...
- Мертвые души характеристика образа Коробочка Настасья Петровна Коробочка Настасья Петровна — вдова-помещица, коллежская секретарша; вторая (после Манилова и перед Ноздревым) «продавщица» мертвых душ. К ней (гл. 3) Чичиков попадает случайно: пьяный кучер Селифан пропускает множество поворотов на возвратном пути от Манилова. Ночная «потьма», грозовая атмосфера, сопровождающие приезд к Настасье Петровне, пугающе-змеиное шипение стенных часов, постоянные воспоминания К. о покойнике-муже, признание Чичикову (уже ... Читать далее...
- Поднятая целина характеристика образа Нагульнова Макара Нагульнов Макар — секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя — «мировая революция». По его словам, испытывал «с мальства к собственности ненависть», несмотря на то (вернее, вследствие того) что сам происходил из зажиточной семьи. На фронте первой мировой войны Н. был отравлен газами, а в гражданскую войну — контужен. На следующий день после ... Читать далее...
Мандрагора характеристика образа Лигурио